С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воляМцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей.
Девушка Мечта, прежде всего, произведение учит нравственности и семейным ценностям. Семейная идиллия вызывает у автора восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна так приятны и милы ему своей душевной чистотой, которая подобна детской, и взаимной любовью, что общение с ними оставило в его душе незабываемое впечатление. Небольшая повесть о супругах наполнена поэзией, а источник её – ясная, спокойная семейная жизнь героев. "Необыкновенно уединённая" жизнь скромных владельцев небольшой усадьбы, по словам Н. В. Гоголя, "так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении". Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна никогда не говорили друг другу "ты", но всегда "вы" и, главное, не раздражались. Одно и то же ведь можно сказать по-разному, причём от этого зависят семейные отношения: ссора, размолвка могут вспыхнуть из-за пустяка. Вот это было совершенно исключено в отношениях гоголевских супругов. Отточенное перо мастера приводит лишь один диалог из двух реплик, и им сказано всё: "Это вы продавили стул, Афанасий Иванович? " – "Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я". Свою любовь к семье старосветских помещиков, Н. В. Гоголь показывает, описывая детали окружающей их обстановки: необыкновенно тёплые комнаты, "сундуки и сундучочки" у Пульхерии Ивановны, поющие двери, ужин в уютной низенькой комнате майской тёмной ночью и соловей, обдающий сад, дом и дальнюю реку своими раскатами.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей.
Семейная идиллия вызывает у автора восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна так приятны и милы ему своей душевной чистотой, которая подобна детской, и взаимной любовью, что общение с ними оставило в его душе незабываемое впечатление. Небольшая повесть о супругах наполнена поэзией, а источник её – ясная, спокойная семейная жизнь героев. "Необыкновенно уединённая" жизнь скромных владельцев небольшой усадьбы, по словам Н. В. Гоголя, "так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении".
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна никогда не говорили друг другу "ты", но всегда "вы" и, главное, не раздражались. Одно и то же ведь можно сказать по-разному, причём от этого зависят семейные отношения: ссора, размолвка могут вспыхнуть из-за пустяка. Вот это было совершенно исключено в отношениях гоголевских супругов. Отточенное перо мастера приводит лишь один диалог из двух реплик, и им сказано всё: "Это вы продавили стул, Афанасий Иванович? " – "Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я".
Свою любовь к семье старосветских помещиков, Н. В. Гоголь показывает, описывая детали окружающей их обстановки: необыкновенно тёплые комнаты, "сундуки и сундучочки" у Пульхерии Ивановны, поющие двери, ужин в уютной низенькой комнате майской тёмной ночью и соловей, обдающий сад, дом и дальнюю реку своими раскатами.