Дать краткие ответы на заданные вопросы: Что такое «толстовство»?
Какие идеи Толстого воздействовали на мировую культуру конца ХІХ-ХХ века?
Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа «Война и мир». В чем новаторство писателя?
Что такое единство по мнению Толстого?
Какие три формы единства рассматривает писатель в романе?
Что такое природность? Почему Толстой уделяет такое большое внимание этому качеству?
Раскройте основные черты трактовки истории Л.Толстым.
Как трактует писатель роль личности в истории?
Что, по мнению писателя, делает Кутузова идеальным историческим деятелем и полководцем?
Сравните образы Наполеона и Кутузова.
Что такое «диалектика души»?
Охарактеризуйте образ князя Андрея.
Каков итог поиска идеала князя Андрея?
Охарактеризуйте образ Пьера Безухова.
Какую роль в становлении личности графа Безухова играет война 1812 года?
Раскройте жизненную позицию Платона Каратаева. Почему общение с ним было так важно для Пьера Безухова?
Каков итог поиска идеала Пьера Безухова?
Сравните образы и судьбы князя Андрея и Пьера Безухова.
Составьте характеристику образа Наташи Ростовой. Каким образом в нем отразился идеал природной женщины?
Как изменилась Наташа после замужества?
Каким образом взгляды Толстого на предназначение женщины и брак воплотились в образе Наташи в епилоге романа?
Составьте характеристику образа княжны Марьи Болконской. Как в нем отразились черты духовного аристократизма?
Изменяется ли духовно княжна Мария после замужества?
Сравните образы Наташи и княжны Марии.
Какую функцию выполняет внутренний монолог в романе «Война и мир»?
Какое значение имеют пейзажи для раскрытия внутренней жизни героев романа?
В чем новаторство Толстого-психолога?
Каким образом соотносятся три плана произведения: военно-исторический, семейный и авторско- философский?
Каким образом соотносятся «мысль семейная» и «мысль народная» в романе «Война и мир»?
Ромео!
Из двадцать первого века пишет тебе твой почти что ровесник. Наверное, возраст, единственная наша общая черта. Я - обычный школьник, ты, молодой дворянин, учился дома, успел жениться, убить несколько сверстников и умереть. Наверное, в этом была главная причина твоих неудач. Сейчас люди взрослеют не так быстро. Но у нас есть время узнать много важного. Например, то, что в мире ничего не делится на черное и белое. Что каждое действие имеет свое последствие. Что каждая жизнь ценна.
Много что ты понял и сам. То, что ты сумел увидеть в Капулетти людей - большая заслуга. В будущем ненависть и месть не в чести. Но, Ромео! Ну зачем же ты, Ромео! Меня поражают твои поступки. Они безответственны, они преступно небрежны! Ты женился (на несовершеннолетней девушке!), не желая того, убил Тибальда. Скажешь, у тебя не было выхода? Ведь Джульетту выдали бы замуж, а от руки врага умер твой друг.
Увы, решая каждую проблему, ты делал только хуже.
Эпичный провал с побегом не был твоей виной - тебя ведь не предупредили. Но, Ромео, как же ты мог так беспечно отнестись к своей жизни? Возможно, во мне говорит эгоизм современного человека. Или здравый смысл. Но само убийство никогда ничего не решало, даже в вопросах любви. А твое так и вовсе все испортило.
Ты хороший парень, Ромео, и я уважаю силу твоей любви, твой (хоть и зачаточный) гуманизм. Но больше думай. Думай!
Рождество на Украине. Почтовая марка СССР, 1991 г., серия «Народные праздники», (ЦФА [АО «Марка»] № 6353)
В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.
Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и угрожая его перекрестить, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петербург, прямо к царице»[2].
Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей в сопровождении Потёмкина и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина II обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки.
В селе в это время деревенские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевичков».
Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».