Истоки сюжета — в фольклорной теме любви русалки к человеку (например, Мелюзина в кельтской мифологии). Этой теме было посвящено несколько стихотворных произведений Андерсена. Русалочка одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, к земле, чтобы посмотреть на мир людей. Это путешествие знаменовало взросление дочерей морского царя.Когда настал черед Русалочки она поняла, что хочет жить среди людей. Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Русалочка погибла.Она не использовала единственный шанс для своего пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама. Русалочка — одна из не частых у Андерсена трагических героинь, среди которых выделяется особой меланхолической прелестью. Но она близка таким героиням, как Герда из «Снежной королевы» и Элиза из «Диких лебедей», с их мужеством, упорством, великодушием.
Тема труда — одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же значительным признаком богатырства, как и воинская доблесть.Наиболее ярко это продемонстрировано в былине «Вольга и Микула Селянинович».Былина построена на противопоставлении двух образов богатырей: княжеского сына Вольги и землепашца Микулы Селяниновича. При этом подчеркивается превосходство богатыря-пахаря, для которого труд является источником здоровья, силы и независимости.Смелый и отважный воин Вольга многое знает и умеет: «серым волком рыскать во темных лесах, щукою-рыбою да нырять в синих морях». Собрал Вольга храбрую дружину и отправился в города княжеские «за получкою». В чистом поле услышал Вольга, «как орет в поле оратай». Три дня Вольга с дружиною на конях не мог «до оратая доехати». Гиперболизация в данном эпизоде подчеркивает, с одной стороны, тяжесть крестьянского труда, а с другой — силу и умение богатырское Микулы Селяниновича.Удивленный Вольга приглашает богатыря-пахаря в свою дружину. Микула Селянинович не отказывает, однако, вовсе не собираясь расставаться со своим крестьянским трудом, спохватывается, что «оставил сошку в бороздочке». Невзначай предлагает Микула Селянинович дружине храброй бросить сошку за ракитов куст, чтобы не досталась она «прохожему-проезжему». Ни пять, ни десять, ни тридцать молодцев не могли поднять сошку с земли.Тогда Микула Селянинович, посмеиваясь, предлагает Вольге Святославьевичу испробовать свои силы:А стар мошник, верно, наварны щи,А молоды чертятки, да черви в них,Поедем-ка, Вольга Святославъевич,Уберем мы сошку кленовую.Неподъемной оказалась сошка оратая для славного воина Вольги: «резвы ноженьки да подломилися, очи ясные его да помутилися».Много Вольга путешествовал по свету, много чудес видел, но за всю свою жизнь не научился главной премудрости: орать, пахать да крестьянствовать.С большой выразительностью передается в былине превосходство Микулы Селяниновича перед княжеским сыном Вольгой и его храброй дружиной:Тут берет оратай-оратаюшко Добра молодца за желты кудри,А садил его на доброго коня,Сам берет он сошку да одной рукой.Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,И он бросил сошку за ракитов куст.Поехали герои дальше в путь-дороженьку, только конь Вольгин отстает, а кобылка оратая рысью идет. И снова удивлен и обескуражен Вольга:Ай же ты, оратай-оратаюшко,Кабы этая кобылка коньком была,Я дал бы за конька да пятьсот рублей.На что Микула Селянинович резонно отвечает, что если бы кобылка его была коньком, ей бы цены не было вовсе.Этот эпизод служит для того, чтобы подчеркнуть тяжесть крестьянской работы: конь воинский не выдерживает той нагрузки, которую выдерживает крестьянская кобылка. Таким образом, в былине «Вольга и Микула Селянинович» прославляется трудовая доблесть.