Автор часто ставит героя в комическое положение (обжорство митрофана, драка с дядей, сцена экзамена) , смешны его слова “не хочу учиться, хочу жениться”. но сущность митрофанушки совсем не смешна: он грубый, невежественный, лицемерный приспособленец. не вызывает смеха его отношение к еремеевне, к учителям, наплевательское отношение к матери. он мгновенно готов к расправе над людьми. (его реплика “за людей приниматься! ” значит – чинить расправу над людьми) . страшно то, что растёт деспот, жестокий крепостник, похожий на своих родственников: на своего дядю скотинина – увлечением свиньями, на свою бесчеловечную мать – грубостью, жестокостью и невежеством. не случайно у него имя митрофан, что в переводе с греческого означает “подобный матери”. фонвизин показывает, что его таким сформировала среда, в которой он живёт.
Рассказ распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, говорит о нерушимой связи между тем, кто делает добро и тем, кто его принимает. автор, описывая свое детство, пытался показать, как трудно бывает людям в жизни, особенно детям, хотел сказать, что их будущая жизнь, поступки во многом зависят от тех, кто с ними рядом. он призывает к добру, внимательному отношению к людям, к милосердию. главный герой получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. лидия михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и , разделять горе и радость, избавлять от одиночества. он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. это и есть духовные ценности. уроки французского оказываются уроками доброты.