Роль женских образов в романе «Преступление и наказание» невероятно велика. Каждая женщина появляется в книге со своей личной трагедией, переживаниями и судьбой; в то же время героини играют важнейшую роль в развитии характера самого Раскольникова.
Начать, конечно, стоит с образа Сони Мармеладовой, идейного антипода Раскольникова. В ней воплощён излюбленный приём Достоевского – оксюморонное совмещение противоположностей в одном характере. Соня – целомудренная блудница. Своей всепоглощающей любовью она Раскольникову выбраться из перманентного состояния нравственных мучений, прийти к Богу. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги» — так описывает Достоевский их встречу. Мотив «переступления», лёгший в основу романа, отражён и в характере Сони. Она, в отличие от Родиона Раскольникова, «переступившего через всех», «переступила через себя», полностью пожертвовала собой, чтоб загибающейся от нищеты Катерине Ивановне.
Катерина Ивановна – не менее важный персонаж в романе. Невероятно сложные жизненные испытания, пережитые ее, детально описаны Достоевским. Смерть мужа, брак по расчету с Мармеладовым, глубокая нищета, смерть второго мужа – все это привело Катерину сначала к сумасшествию, а затем к смерти. Она та самая «униженная и оскорбленная», герой, которому Достоевский всегда уделяет особое внимание. Говоря о ее роли в развитии персонажа Раскольникова, стоит упомянуть случай после смерти Мармеладова, когда Родион отдаёт все последние деньги бедной вдове. Это пример доказывает сострадание, благородство главного героя, опять мы видим совмещение несовместимого в одном персонаже — «благородный убийца».
Пульхерия Александровна и Дуня – семья Раскольникова. Дуне так же выпадает «Сонечкин жребий», она должна переступить через себя, обрекая себя на несчастливую жизнь с мужем во имя брата. Пульхерия Александровна воплотила в себе все черты любящей матери, готовой пожертвовать всем ради своего сына. Их роль немаловажна – вокруг них строится сюжетная линия с Лужиным, эмоции Пульхерии Андреевны вызывают сочувствие читателя, и, что самое важное — одной из первых мотивировок Раскольникова совершить преступление является сестре и матери.
Также стоит упомянуть образы старухи-процентщицы и Лизаветы. Образ старухи выведен максимально неприятно — «Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку». Аллитерация на «С» усиливает ощущения непривлекательности старухи. Она не вызывает никого сочувствия ни у автора, ни у читателя.
Со старухой и Лизаветой связана одна любопытная деталь: Раскольников убивает старуху обухом топора так, что лезвие направлено на него. Это некий намёк, что таким образом он убьёт себя, пострадает больше, чем старушонка. Лизавету же он убивает остриём топора, как бы отводя удар от себя. И действительно, Лизавета сыграет немалую роль в преодолении Раскольниковым моральных мучений. Именно по её Евангелию Соня будет читать Родиону о воскрешении Лазаря.
Таким образом, мы рассмотрели все наиболее значимыми женские образы в романе «Преступление и наказание» и доказали, что они существует не только, как отдельные персонажи, но ещё и играют роль в развитии характера, судьбы главного героя.
Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?
Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?
Стародум. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)
Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
Простаков. А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.
Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.
Роль женских образов в романе «Преступление и наказание» невероятно велика. Каждая женщина появляется в книге со своей личной трагедией, переживаниями и судьбой; в то же время героини играют важнейшую роль в развитии характера самого Раскольникова.
Начать, конечно, стоит с образа Сони Мармеладовой, идейного антипода Раскольникова. В ней воплощён излюбленный приём Достоевского – оксюморонное совмещение противоположностей в одном характере. Соня – целомудренная блудница. Своей всепоглощающей любовью она Раскольникову выбраться из перманентного состояния нравственных мучений, прийти к Богу. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги» — так описывает Достоевский их встречу. Мотив «переступления», лёгший в основу романа, отражён и в характере Сони. Она, в отличие от Родиона Раскольникова, «переступившего через всех», «переступила через себя», полностью пожертвовала собой, чтоб загибающейся от нищеты Катерине Ивановне.
Катерина Ивановна – не менее важный персонаж в романе. Невероятно сложные жизненные испытания, пережитые ее, детально описаны Достоевским. Смерть мужа, брак по расчету с Мармеладовым, глубокая нищета, смерть второго мужа – все это привело Катерину сначала к сумасшествию, а затем к смерти. Она та самая «униженная и оскорбленная», герой, которому Достоевский всегда уделяет особое внимание. Говоря о ее роли в развитии персонажа Раскольникова, стоит упомянуть случай после смерти Мармеладова, когда Родион отдаёт все последние деньги бедной вдове. Это пример доказывает сострадание, благородство главного героя, опять мы видим совмещение несовместимого в одном персонаже — «благородный убийца».
Пульхерия Александровна и Дуня – семья Раскольникова. Дуне так же выпадает «Сонечкин жребий», она должна переступить через себя, обрекая себя на несчастливую жизнь с мужем во имя брата. Пульхерия Александровна воплотила в себе все черты любящей матери, готовой пожертвовать всем ради своего сына. Их роль немаловажна – вокруг них строится сюжетная линия с Лужиным, эмоции Пульхерии Андреевны вызывают сочувствие читателя, и, что самое важное — одной из первых мотивировок Раскольникова совершить преступление является сестре и матери.
Также стоит упомянуть образы старухи-процентщицы и Лизаветы. Образ старухи выведен максимально неприятно — «Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку». Аллитерация на «С» усиливает ощущения непривлекательности старухи. Она не вызывает никого сочувствия ни у автора, ни у читателя.
Со старухой и Лизаветой связана одна любопытная деталь: Раскольников убивает старуху обухом топора так, что лезвие направлено на него. Это некий намёк, что таким образом он убьёт себя, пострадает больше, чем старушонка. Лизавету же он убивает остриём топора, как бы отводя удар от себя. И действительно, Лизавета сыграет немалую роль в преодолении Раскольниковым моральных мучений. Именно по её Евангелию Соня будет читать Родиону о воскрешении Лазаря.
Таким образом, мы рассмотрели все наиболее значимыми женские образы в романе «Преступление и наказание» и доказали, что они существует не только, как отдельные персонажи, но ещё и играют роль в развитии характера, судьбы главного героя.
Объяснение:
Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?
Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?
Стародум. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)
Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
Простаков. А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.
Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.
Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!