феерия в литературе — использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. Элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни. Эгль, собиратель легенд и сказок поведал Ассоль о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет ее в далекую страну. Грей исполнил мечту Ассоль.Алые паруса-о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте- вера в чудо вселяет надежду и уверенность,стремление и предает силу. . Заключительные страницы повести, проникнутым удивительным ощущением света, солнца, тепла и радости жизни. С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, с могучей любовью,
С соленой, как море, бунтующей кровью,
С высокой, как солнце, мечтой о добре.
Высокого неба тугая раскраска
Туманилась медленно. Кончилась сказка.
Ушел небывалой страны властелин.
Игрушечный змей пробивался сквозь тучи,
Стучали пролетки, и ветер летучий
Примчал нам веселое прозвище –Грин! Рассказ учителя о жизни А. Грина. (Сопровождается слайдами на экран)
Александр Степанович Гриневский прожил тяжелую жизнь. С ранних лет будущий писатель испытал лишения и унижения, непосильный труд и постоянный голод.
Отец Грина, участник восстания, был сослан в глухой уральский город Вятку, работал там счетоводом, спился и умер в нищете. Сын Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Учился он плохо, но очень любил читать книги, особенно о путешествиях и приключениях. С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях, жажду которых он сохранил до самой смерти. Однажды юный Александр увидел в Вятке мальчиков в форме учеников штурманской школы и, как сам он вспоминал, «испытал восторг и тоску» . С тех пор мечты о море, морской службе владели им с особенной силой. Юноша отправляется в Одессу. Организация внимания.
II. Объявление темы урока.
Тема сегодняшнего урока "В ожидании чуда… "
-Когда человек ждет чуда, надеется на него?
Скоро мы узнаем, почему главные герои феерии А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо.
Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница) ,
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Фееричная повесть Грина необычайна популярна, получила ряд интерпретаций в различных видах искусства. На ее основе создана опера "Алые паруса" Андрея Богословского, Сергеем Наровчатым было написано одноименное стихотворение
Печорину неприятна манера грушницкого произносить готовые, пышные фразы… производить эффект…» . но разве сам он не способен на это? вспомним разговор с мери. оказывается, есть у героев и общее. видимо, разница в том, что печорин, произнося «готовые пышные фразы» , способен и на искренность (последняя встреча с княжной) , а грушницкий не способен. печорин отказывает ему в поэзии («ни на грош поэзии») . здесь имеется в виду «возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение» слово. вот на такое слово и не способен грушницкий. перед читателем обыкновенный юноша, которого не трудно понять, как понял его и печорин. поведение грушницкого не только безобидное и смешное. под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краев наполненная самодовольством. он не останавливается перед тем, чтобы опорочить мери в глазах «водяного общества» . лермонтов последовательно срывает с грушницкого все маски, пока в нем не останется ничего, кроме жестокой натуры. в грушницком победили злоба и ненависть. его последние слова говорят о полном моральном падении. в устах грушницкого фраза: «я вас зарежу ночью из-за угла» – не простая угроза. его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. презрение, о котором он говорит, исходит не из высокой нравственной нормы, а из опустошенной души, в которой ненависть стала единственным искренним и подлинным чувством. так в ходе печоринского нравственного эксперимента выявляется действительное содержание личности грушницкого. до последнего момента печорин давал грушницкому шанс, готов был простить приятелю его мстительность, распускаемые в городе слухи, простить и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, и пулю грушницкого, только что выпущенную в него, фактически безоружного, и наглое ожидание грушницким холостого выстрела. все это доказывает, что печорин не сухой эгоист, занятый собой, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость. печорин трезво готовится к дуэли: с вернером, своим секундантом, разговаривает спокойно, насмешливо. он холоден и умен. наедине же с собой становится естественным и любящим жизнь человеком. все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует его, и он не стыдится в этом признаться. во время дуэли печорин ведет себя как человек мужественный. внешне он спокоен. только пощупав пульс, вернер заметил в нем признаки волнения. детали описания природы, которые записал в дневнике печорин, также его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи» . комедия обернулась трагедией. печорину тяжело: «у меня на сердце был камень. солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… вид человека был мне тягостен: я хотел быть один… » вывод: грушницкий – своеобразная карикатура на печорина: он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. то, что в печорине трагично, в грушницком – смешно. у грушницкого все отрицательные свойства печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. при этом ни одного положительного качества печорина. если печорин находится в постоянном конфликте с обществом, то грушницкий – в полной гармонии с ним. печорин не находит себе достойной деятельности, грушницкий – стремится к показной деятельности (возможно, он один из тех, кто прибыл на кавказ за ) . дуэль печорина с грушницким – это попытка печорина убить в себе мелкую сторону собственной души.
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, с могучей любовью,
С соленой, как море, бунтующей кровью,
С высокой, как солнце, мечтой о добре.
Высокого неба тугая раскраска
Туманилась медленно. Кончилась сказка.
Ушел небывалой страны властелин.
Игрушечный змей пробивался сквозь тучи,
Стучали пролетки, и ветер летучий
Примчал нам веселое прозвище –Грин!
Рассказ учителя о жизни А. Грина. (Сопровождается слайдами на экран)
Александр Степанович Гриневский прожил тяжелую жизнь. С ранних лет будущий писатель испытал лишения и унижения, непосильный труд и постоянный голод.
Отец Грина, участник восстания, был сослан в глухой уральский город Вятку, работал там счетоводом, спился и умер в нищете. Сын Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Учился он плохо, но очень любил читать книги, особенно о путешествиях и приключениях. С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях, жажду которых он сохранил до самой смерти. Однажды юный Александр увидел в Вятке мальчиков в форме учеников штурманской школы и, как сам он вспоминал, «испытал восторг и тоску» . С тех пор мечты о море, морской службе владели им с особенной силой. Юноша отправляется в Одессу.
Организация внимания.
II. Объявление темы урока.
Тема сегодняшнего урока "В ожидании чуда… "
-Когда человек ждет чуда, надеется на него?
Скоро мы узнаем, почему главные герои феерии А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо.
Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница) ,
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Фееричная повесть Грина необычайна популярна, получила ряд интерпретаций в различных видах искусства. На ее основе создана опера "Алые паруса" Андрея Богословского, Сергеем Наровчатым было написано одноименное стихотворение