Стихотворение «Ангел» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи с детским впечатлением мальчика от песни рано умершей матери. Первоначальная редакция стихотворения называлась «Песнь ангела». Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — романтический, мы можем отнести его к философской лирике. Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным амфибрахием, и смежной рифмовкой. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворение и метафору.
Среда, воспитавшая Машу, была напряженной, «отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением» . Такое своенравное воспитание сделало Машу недоверчивой, она привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли. На ее характер повлияло и то, что Маша росла без подруг. В свободное время барышня предоставлена самой себе. Чтобы скоротать время Марья Кириловна выбрала для чтения романы. Пушкин с улыбкой говорит об этом выборе, многие барышни в то время читали романы, придумывая и фантазируя о воплощении красиво описанных историй. Вот и Маша с появлением француза Дефоржа столкнулась с романом в жизни. В начале Маша производит впечатление мягкой, кроткой, скромной девушки, но с аристократическими предрассудками, так как сначала она не обращает никакого внимания на молодого француза «учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною» . Дефорж напротив был в нее влюблен, но Маша этого не заметила. История с медведем произвела на Марью Кирилловну большое впечатление «с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее» , «Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь» . На празднике Александр Сергеевич Пушкин представляет Машу внимательной, наблюдательной, она привыкла слушать, делать для себя заметки. Марью Кириловну интересуют Дефорж и Дубровский. Она влюблена в учителя, а рассказы о разбойнике ее завораживают. Пушкин пока не упоминает о чувствах Марьи Кириловны, девушка сама еще не разобралась в себе. Автор говорит о переживаниях Маши только после разоблачения Дефоржа, но в них много сомнений, противоречий. Признание Дефоржа и его неожиданное исчезновение делают Машу сильнее, реальность жестче, чем события в романах. Внезапное известие о с князем Верейским сильно ранит Марью Кирилловну. Дубровский дает Маше надежду. Она решилась на серьезный разговор с отцом, главное — избежать ненавистный брак. Передав тайный знак, девушка ждет своего Пушкин искренне жалеет ее в эти моменты, ласково называя бедной красавицей, молодой затворницей. В день свадьбы Маша бледная, неподвижная. Она тянула время, как могла в надежде на то, что вот- вот явится ее Для Александра Сергеевича, как и для Маши, день свадьбы серый, холодный, пустой, и совсем безнадежный после невозвратимых слов священника. Маша уже не ждет, она пытается смириться с новой участью. Не в силах нарушить клятву, данную в церкви, Маша отвергает Дубровского.
Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — романтический, мы можем отнести его к философской лирике.
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным амфибрахием, и смежной рифмовкой. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворение и метафору.
Среда,
воспитавшая Машу, была
напряженной, «отец любил ее до
безумия, но обходился с нею со
свойственным ему своенравием, то
стараясь угождать малейшим ее
прихотям, то пугая ее суровым, а
иногда и жестоким обращением» .
Такое своенравное воспитание
сделало Машу недоверчивой, она
привыкла скрывать от отца свои
чувства и мысли. На ее характер
повлияло и то, что Маша росла без
подруг. В свободное время
барышня предоставлена самой
себе. Чтобы скоротать время
Марья Кириловна выбрала для
чтения романы. Пушкин с улыбкой
говорит об этом выборе, многие
барышни в то время читали
романы, придумывая и фантазируя
о воплощении красиво описанных
историй.
Вот и Маша с появлением
француза Дефоржа столкнулась с
романом в жизни. В начале Маша
производит впечатление мягкой,
кроткой, скромной девушки, но с
аристократическими
предрассудками, так как сначала
она не обращает никакого
внимания на молодого француза
«учитель был для нее род слуги или
мастерового, а слуга иль
мастеровой не казался ей
мужчиною» . Дефорж напротив был
в нее влюблен, но Маша этого не
заметила.
История с медведем произвела на
Марью Кирилловну большое
впечатление «с тех пор стала
оказывать молодому учителю
уважение, которое час от часу
становилось внимательнее» ,
«Маша в него влюбилась, сама еще
в том себе не признаваясь» .
На празднике Александр Сергеевич
Пушкин представляет Машу
внимательной, наблюдательной,
она привыкла слушать, делать для
себя заметки. Марью Кириловну
интересуют Дефорж и Дубровский.
Она влюблена в учителя, а
рассказы о разбойнике ее
завораживают. Пушкин пока не
упоминает о чувствах Марьи
Кириловны, девушка сама еще не
разобралась в себе. Автор говорит
о переживаниях Маши только
после разоблачения Дефоржа, но в
них много сомнений,
противоречий.
Признание Дефоржа и его
неожиданное исчезновение делают
Машу сильнее, реальность жестче,
чем события в романах. Внезапное
известие о с князем
Верейским сильно ранит Марью
Кирилловну. Дубровский дает Маше
надежду. Она решилась на
серьезный разговор с отцом,
главное — избежать ненавистный
брак. Передав тайный знак,
девушка ждет своего
Пушкин искренне жалеет ее в эти
моменты, ласково называя бедной
красавицей, молодой затворницей.
В день свадьбы Маша бледная,
неподвижная. Она тянула время,
как могла в надежде на то, что вот-
вот явится ее
Для Александра Сергеевича, как и
для Маши, день свадьбы серый,
холодный, пустой, и совсем
безнадежный после невозвратимых
слов священника. Маша уже не
ждет, она пытается смириться с
новой участью. Не в силах
нарушить клятву, данную в церкви,
Маша отвергает Дубровского.