Учителя Митрофана в комедии "Недоросль" не в состоянии дать Митрофанушке настоящие знания, потому что они сами являются невежественными, малограмотными людьми. Госпожа Простакова с гордостью рассказывает о том, что учителя уже несколько лет обучают Митрофана наукам: "...Уж года четыре как учится. [...] Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. [...] По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит..." Но на самом деле учителя Митрофана - бездарные "педагоги", которые не никого и ничему научить. Господин Стародум называет учителей Митрофанушки "невеждами":
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2015/07/uchitelja-mitrofana-komedija-nedorosl-fonvizin.html?m=1
плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка…»
А это уже писатель передает нам своё настроение. И оно глубоко человечное. Он смотрит на идущих с тяжелой грустью, потому что не понаслышке знает, что такое война и какой след она оставляет в душах людей, переживших ее.
Соколов не может забыть, как провожала его на фронт Ирина: «… вся дрожит, будто подрубленное дерево. А он со зла, потому что «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», толкнул ее. И живет теперь Соколов горьким раскаянием: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда оттолкнул ее!»
И понимаешь, почему Соколов живет этим почему видит один и тот же сон, почему глаза его стали «словно присыпанные пеплом». Потому что не было для него «красивей и желанней Ирины его, не было на свете и не будет!»
И все же рассказ свой писатель озаглавил «Судьба человека». Каков же смысл заглавия? А смысл в том, что история Соколова – это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба всего народа, судьба России в годы войны.
И в этом отношении небольшой по количеству страниц рассказ можно считать эпопейным рассказом.
Учителя Митрофана в комедии "Недоросль" не в состоянии дать Митрофанушке настоящие знания, потому что они сами являются невежественными, малограмотными людьми. Госпожа Простакова с гордостью рассказывает о том, что учителя уже несколько лет обучают Митрофана наукам: "...Уж года четыре как учится. [...] Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. [...] По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит..." Но на самом деле учителя Митрофана - бездарные "педагоги", которые не никого и ничему научить. Господин Стародум называет учителей Митрофанушки "невеждами":
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2015/07/uchitelja-mitrofana-komedija-nedorosl-fonvizin.html?m=1
плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка…»
А это уже писатель передает нам своё настроение. И оно глубоко человечное. Он смотрит на идущих с тяжелой грустью, потому что не понаслышке знает, что такое война и какой след она оставляет в душах людей, переживших ее.
Соколов не может забыть, как провожала его на фронт Ирина: «… вся дрожит, будто подрубленное дерево. А он со зла, потому что «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», толкнул ее. И живет теперь Соколов горьким раскаянием: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда оттолкнул ее!»
И понимаешь, почему Соколов живет этим почему видит один и тот же сон, почему глаза его стали «словно присыпанные пеплом». Потому что не было для него «красивей и желанней Ирины его, не было на свете и не будет!»
И все же рассказ свой писатель озаглавил «Судьба человека». Каков же смысл заглавия? А смысл в том, что история Соколова – это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба всего народа, судьба России в годы войны.
И в этом отношении небольшой по количеству страниц рассказ можно считать эпопейным рассказом.