наряду с романтическим характером героя лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы кавказа.
и вспомнил я отцовский дом.
ущелье наше и кругом
в тени рассыпанный аул;
мне слышался вечерний гул
домой бегущих табунов
и дальний лай знакомых псов.
привлекает меня образ мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:
ты хочешь знать, что делал я
на воле? жил — и жизнь моя
без этих трех блаженных дней
была б печальней и мрачней
бессильной старости твоей.
а каким красивым языком все это описано!
увы! теперь мечтанья те
погибли в полной красоте,
и я, как жил, в земле чужой,
умру рабом и сиротой.
эту поэму можно читать во все времена, она решает вечные вопросы бытия: добра и зла, свободы и плена, жизни и смерти.
меня могила не страшит:
там, говорят, страданье спит
в холодной вечной тишине;
но с жизнью жаль расстаться мне.
я молод, знал ли ты
разгульной юности мечты?
или не знал, или забыл,
как ненавидел и
гибель мцыри не случайна, лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. герой предпочитает смерть жизни в неволе.
увы! — за несколько минут
между крутых и темных скал,
где я в играл,
я б рай и вечность променял.”
эта небольшая поэма лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка» , «желание») . поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский) . появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…») , «и скучно и грустно» , «из гете» , «выхожу один я на дорогу…») ;
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт» , «пророк») ;
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…» , «смерть поэта» , «как часто, пестрою толпою окружен…») ;
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)» ;
положение народа и родины («родина» , «бородино»).
он был, казалось, лет шести;
как серна гор, шутлив и дик,
и слаб и гибок, как тростник.
но в нем мучительный недуг
развил тогда могучий дух
его отцов.
наряду с романтическим характером героя лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы кавказа.
и вспомнил я отцовский дом.
ущелье наше и кругом
в тени рассыпанный аул;
мне слышался вечерний гул
домой бегущих табунов
и дальний лай знакомых псов.
привлекает меня образ мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:
ты хочешь знать, что делал я
на воле? жил — и жизнь моя
без этих трех блаженных дней
была б печальней и мрачней
бессильной старости твоей.
а каким красивым языком все это описано!
увы! теперь мечтанья те
погибли в полной красоте,
и я, как жил, в земле чужой,
умру рабом и сиротой.
эту поэму можно читать во все времена, она решает вечные вопросы бытия: добра и зла, свободы и плена, жизни и смерти.
меня могила не страшит:
там, говорят, страданье спит
в холодной вечной тишине;
но с жизнью жаль расстаться мне.
я молод, знал ли ты
разгульной юности мечты?
или не знал, или забыл,
как ненавидел и
гибель мцыри не случайна, лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. герой предпочитает смерть жизни в неволе.
увы! — за несколько минут
между крутых и темных скал,
где я в играл,
я б рай и вечность променял.”
эта небольшая поэма лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка» , «желание») . поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский) . появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («парус» , «узник» , «пленный рыцарь») ;
осмысление судьбы своего поколения («дума») ;
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…») , «и скучно и грустно» , «из гете» , «выхожу один я на дорогу…») ;
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт» , «пророк») ;
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…» , «смерть поэта» , «как часто, пестрою толпою окружен…») ;
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)» ;
положение народа и родины («родина» , «бородино»).
подробнее - на -