Б. Васильев — рассказ «Экспонат №…». В этом произведении автор ставит проблему исторической памяти и детской жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пионеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе — от его товарища. Письма эти были очень дороги героине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Автор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за активный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта отложили про запас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №…». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
В этом произведении Байрон прославляет героя, который самоотверженно сражался и погиб за свободу своего народа. Но смерть тела не стала смертью духа, и автор утверждает: Теперь твоя начнется слава, И в песнях родины святой Жить будет образ величавый… Пафос произведения подчеркивают восклицания, полные эмоционального напряжения, а также эпитеты, характерные для патриотической лирики: «родина святая» , «образ величавый» , «отвага мощная », « доблестный герой ». Автор подчеркивает, что смерть героя стала началом его настоящей славы. Ведь теперь имя его присоединилось к именам тех героев, которых прославляют в песнях и о которых слагают легенды: