Вася - главный герой, рассказчик повести в. г. короленко "в дурном обществе". он проявляет милосердие и заботу к "детям подземелья". прочитав эту повесть можно самому захотеть быть милосердным и заботливым. отец васи не обращал внимания на своего сына, сначала от счастья, потом от грусти. он слушал рассказы других о своём сыне, у него было плохое мнение о нём. поэтому непонимание отца стало причиной "бродяжничества" васи. сострадание, умение быть заботливым другом, проявились в начале общения васи с валиком и марусей. валек тоже был хорошим другом. он, как - бы успокаивая васю, говорил ему, что отец любит его, что он самый лучший в городе. эта дружба была нечто дорогим для васи, поэтому он не осуждал своих друзей за воровство. вася посочувствовал им, их нищете. и в с куклой проявилась доброта васи. он так сильно проявил заботу, что даже пожертвовал куклой сони, которую ей подарила мать. этому случаю, барьер между васей и отцом разрушился. вася ощутил светлый путь впереди. в отношении к обездоленным проявились лучшие качества васи. , рассказанная в. г. короленко - урок милосердия, любви к людям.
Воснову этого философско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о малахитнице, хозяйке медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. данилку недокормыша звали «блаженным» . ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож» , и тогда отдали его в обучение к мастеру прокопьичу «по малахит-ному делу» . так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. но не увлекала его работа: «трудности много, а красоты ровно и вовсе нет» . надумал д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать» . вспомнил он рассказ старой ведуньи вихорихи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. бросился д. в ноги хозяйке медной горы: «покажи цветок! » та просьбу выполнила, но «затуманился» д. после того, как цветок увидел, «голову разломило» . бросил он свою невесту, названого отца прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: малахитница взяла его в «горные мастера» . о дальнейшей судьбе д. повествует автор в двух других сказах — «горный мастер» (1939) и «хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «малахитовая шкатулка» . интерпретации образа д. -мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.