Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам».
Здорово, когда человек с гордостью может сказать, что его дом – это могучая крепость, которая охраняет его не только от непогоды, но и от недоброжелателей, дурных мыслей, душевного беспорядка. На минутку представьте себе любящего хозяина своего жилища, который вернулся из дальних странствий. Только повернув ключ в замочной скважине двери своего дома, он чувствует что-то, что будоражит его сознание и душу. Это внутреннее волнение перед встречей с родными стенами. Но у всех ли людей стены дома, в котором он проводит большую часть своей жизни, вызывают такой трепет и любовь? Все ли могут восхититься тем, что рабочий день уже подходит к концу и можно, наконец, убежать домой? Я думаю, что так могут не все. Так в чем же дело? Почему одним людям мила маленькая уютная квартирка с давним ремонтом, а вторые не уживаются в роскошном особняке в престижном районе города? Я уверен, что все дело в атмосфере дома. И то, какой она будет, легкой или тяжелой зависит напрямую от нас, хозяев наших домов. В русской литературе много примеров к проблеме любви к своему дому. Одним из них является произведение Ивана Гончарова «Обломов». Мы помним, что главный герой этого романа Илья Обломов снимал квартиру в Петербурге, в которой царил хаос и беспорядок. Даже слуга Ильи Ильича Захар ничего не старался делать в ней. Причины этого беспорядка, по моему мнению, исходили от того, что в душе главного героя тоже не было порядка. А по-настоящему любил Илья только свой старый дом. Дом, где он провел свое детство, где его нянчила теперь уже покойная мать, где он мог бегать и играть со своим другом. То есть он любил атмосферу, созданную не им самим, а его любящей семьей. Я думаю, что только дом из детства для Обломова был той самой крепостью
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам».
Здорово, когда человек с гордостью может сказать, что его дом – это могучая крепость, которая охраняет его не только от непогоды, но и от недоброжелателей, дурных мыслей, душевного беспорядка. На минутку представьте себе любящего хозяина своего жилища, который вернулся из дальних странствий. Только повернув ключ в замочной скважине двери своего дома, он чувствует что-то, что будоражит его сознание и душу. Это внутреннее волнение перед встречей с родными стенами. Но у всех ли людей стены дома, в котором он проводит большую часть своей жизни, вызывают такой трепет и любовь? Все ли могут восхититься тем, что рабочий день уже подходит к концу и можно, наконец, убежать домой? Я думаю, что так могут не все. Так в чем же дело? Почему одним людям мила маленькая уютная квартирка с давним ремонтом, а вторые не уживаются в роскошном особняке в престижном районе города? Я уверен, что все дело в атмосфере дома. И то, какой она будет, легкой или тяжелой зависит напрямую от нас, хозяев наших домов. В русской литературе много примеров к проблеме любви к своему дому. Одним из них является произведение Ивана Гончарова «Обломов». Мы помним, что главный герой этого романа Илья Обломов снимал квартиру в Петербурге, в которой царил хаос и беспорядок. Даже слуга Ильи Ильича Захар ничего не старался делать в ней. Причины этого беспорядка, по моему мнению, исходили от того, что в душе главного героя тоже не было порядка. А по-настоящему любил Илья только свой старый дом. Дом, где он провел свое детство, где его нянчила теперь уже покойная мать, где он мог бегать и играть со своим другом. То есть он любил атмосферу, созданную не им самим, а его любящей семьей. Я думаю, что только дом из детства для Обломова был той самой крепостью