В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке. Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет (последовательно в четырёх видах учебных заведений – приходской школе, уездном и главном и главном училищах и гимназии). С известными оговорками к общеобразовательным можно отнести созданные во второй половине века миссионерские школы для детей нерусских народов Поволжья ( татар, чувашей и др.), где готовили переводчиков, учителей и низшее провославное духовенство. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений. ( Пажеский корпус, кон. 50-ых годов; «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре ( Смольный институт ), 1764; Царскосельский лицей, 1811 и др.). Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения : один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т. п. Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян ( Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773; академия художеств, 1757, дававшая профессиональную подготовку в области живописи, ваяния и зодчества и др. ). К концу XVIII века в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 60-70 тыс.
Хотя создание системы народных училищ и других общеобразовательных школ явилось важным вкладом в становление русской светской школы, но провозглашённая «всесословной», она на деле оставалась придатком сословной системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к распространению знаний среди низших сословий. « Черни не должно давать образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П. С. Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта ситуация не менялась до начала XX века.
Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.
В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский ( Тартуский ), Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало ( на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый). Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразованно в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.
Домашнее образование
Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей, преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий каркас.
Гувернантка – домашний наставник – репетитор
Вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.
Гувернантку-иностранку обычно преглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры, гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним – на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на двух-трёх языках.
Михаил Евграфович Салтыков родился 27 (15) января 1826 года в селе Угол Калязинского уезда Тверской губернии (сейчас Талдомский район Московской области).
Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода.
Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.
Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.
1836 – 1838 годы – учеба в Московском Дворянском институте.
1838 год – за отличные успехи в учебе Михаила Салтыкова переводят казеннокоштным, то есть обучаемым за счет государственной казны, воспитанником в Царскосельский лицей.
1841 год – первые стихотворные опыты Салтыкова. Стихотворение «Лира» даже было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения», но Салтыков быстро понимает – поэзия не для него, так как он не обладает нужными Он оставляет поэзию.
1844 год – окончание лицея по второму разряду, с чином X класса. Салтыков поступает на службу в канцелярию Военного ведомства, но служит все штата. Первое штатное место ему удается получить только через два года, это должность секретаря.
1847 год – выходит первая повесть Михаила Салтыкова «Противоречия».
Начало 1848 года – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Запутанное дело».
Апрель этого же года – царское правительство слишком потрясено произошедшей во Франции революцией, и Салтыков арестован за повесть «Запутанное дело», точнее за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». Он сослан в Вятку.
1848 – 1855 годы – служба в Вятке, при губернском правлении, сначала канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.
1855 год – со смертью императора Николая I Щедрин получает возможность «проживать где пожелает» и возвращается в Петербург. Здесь поступает на службу в министерство внутренних дел, уже через год назначен чиновником особых поручений при министре. Отправлен в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии.
Июнь 1856 года – Салтыков женится на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856 – 1857 годы – сатирический цикл «Губернские очерки» публикуется в журнале «Русский вестник» с подписью «Надворный советник Н. Щедрин». Писатель становится известным, его называют продолжателем дела Н.В. Гоголя.
1858 год – назначение вице-губернатором в Рязань.
1860 – 1862 годы – два года Салтыков служит вице-губернатором в Твери, после чего выходит в отставку и возвращается в Петербург.
Декабрь 1862 – 1864 годы – сотрудничество Михаила Салтыкова с журналом «Современник» по приглашению Н.А. Некрасова. После выхода из состава редакции журнала писатель возвращается на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты.
1866 год – переезд в Тулу на должность управляющего Тульской казенной палаты.
1867 год – Салтыкова переводят в Рязань на ту же должность. Тот факт, что Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, объясняется тем, что он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». Кроме того, писатель вел себя слишком нетипично для чиновника: боролся со взяточничеством, казнокрадством и попросту воровством, отстаивал интересы низших слоев населения.
1868 год – жалоба рязанского губернатора становится последней в карьере писателя. Он отправлен в отставку в чине действительного статского советника.
Сентябрь этого же года – Салтыков входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», который возглавляет Н.А. Некрасов.
1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города».
1872 год – у Салтыковых рождается сын Константин.
1873 год – рождение дочери Елизаветы.
1876 год – Некрасов тяжело заболевает, и Салтыков-Щедрин сменяет его на посту главного редактора «Отечественных записок». Два года работает неофициально, в 1878-м утвержден на эту должность.
1880 год – публикация романа «Господа Головлевы».
1884 год – «Отечественные записки» запрещены.
1887 – 1889 годы – роман «Пошехонская старина» печатается в «Вестнике Европы».
Март 1889 года – резкое ухудшение здоровья писателя.
10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.
В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке. Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет (последовательно в четырёх видах учебных заведений – приходской школе, уездном и главном и главном училищах и гимназии). С известными оговорками к общеобразовательным можно отнести созданные во второй половине века миссионерские школы для детей нерусских народов Поволжья ( татар, чувашей и др.), где готовили переводчиков, учителей и низшее провославное духовенство. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений. ( Пажеский корпус, кон. 50-ых годов; «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре ( Смольный институт ), 1764; Царскосельский лицей, 1811 и др.). Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения : один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т. п. Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян ( Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773; академия художеств, 1757, дававшая профессиональную подготовку в области живописи, ваяния и зодчества и др. ). К концу XVIII века в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 60-70 тыс.
Хотя создание системы народных училищ и других общеобразовательных школ явилось важным вкладом в становление русской светской школы, но провозглашённая «всесословной», она на деле оставалась придатком сословной системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к распространению знаний среди низших сословий. « Черни не должно давать образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П. С. Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта ситуация не менялась до начала XX века.
Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.
В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский ( Тартуский ), Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало ( на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый). Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразованно в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.
Домашнее образование
Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей, преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий каркас.
Гувернантка – домашний наставник – репетитор
Вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.
Гувернантку-иностранку обычно преглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры, гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним – на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на двух-трёх языках.
ну вот:
Объяснение:
Михаил Евграфович Салтыков родился 27 (15) января 1826 года в селе Угол Калязинского уезда Тверской губернии (сейчас Талдомский район Московской области).
Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода.
Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.
Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.
1836 – 1838 годы – учеба в Московском Дворянском институте.
1838 год – за отличные успехи в учебе Михаила Салтыкова переводят казеннокоштным, то есть обучаемым за счет государственной казны, воспитанником в Царскосельский лицей.
1841 год – первые стихотворные опыты Салтыкова. Стихотворение «Лира» даже было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения», но Салтыков быстро понимает – поэзия не для него, так как он не обладает нужными Он оставляет поэзию.
1844 год – окончание лицея по второму разряду, с чином X класса. Салтыков поступает на службу в канцелярию Военного ведомства, но служит все штата. Первое штатное место ему удается получить только через два года, это должность секретаря.
1847 год – выходит первая повесть Михаила Салтыкова «Противоречия».
Начало 1848 года – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Запутанное дело».
Апрель этого же года – царское правительство слишком потрясено произошедшей во Франции революцией, и Салтыков арестован за повесть «Запутанное дело», точнее за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». Он сослан в Вятку.
1848 – 1855 годы – служба в Вятке, при губернском правлении, сначала канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.
1855 год – со смертью императора Николая I Щедрин получает возможность «проживать где пожелает» и возвращается в Петербург. Здесь поступает на службу в министерство внутренних дел, уже через год назначен чиновником особых поручений при министре. Отправлен в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии.
Июнь 1856 года – Салтыков женится на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856 – 1857 годы – сатирический цикл «Губернские очерки» публикуется в журнале «Русский вестник» с подписью «Надворный советник Н. Щедрин». Писатель становится известным, его называют продолжателем дела Н.В. Гоголя.
1858 год – назначение вице-губернатором в Рязань.
1860 – 1862 годы – два года Салтыков служит вице-губернатором в Твери, после чего выходит в отставку и возвращается в Петербург.
Декабрь 1862 – 1864 годы – сотрудничество Михаила Салтыкова с журналом «Современник» по приглашению Н.А. Некрасова. После выхода из состава редакции журнала писатель возвращается на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты.
1866 год – переезд в Тулу на должность управляющего Тульской казенной палаты.
1867 год – Салтыкова переводят в Рязань на ту же должность. Тот факт, что Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, объясняется тем, что он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». Кроме того, писатель вел себя слишком нетипично для чиновника: боролся со взяточничеством, казнокрадством и попросту воровством, отстаивал интересы низших слоев населения.
1868 год – жалоба рязанского губернатора становится последней в карьере писателя. Он отправлен в отставку в чине действительного статского советника.
Сентябрь этого же года – Салтыков входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», который возглавляет Н.А. Некрасов.
1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города».
1872 год – у Салтыковых рождается сын Константин.
1873 год – рождение дочери Елизаветы.
1876 год – Некрасов тяжело заболевает, и Салтыков-Щедрин сменяет его на посту главного редактора «Отечественных записок». Два года работает неофициально, в 1878-м утвержден на эту должность.
1880 год – публикация романа «Господа Головлевы».
1884 год – «Отечественные записки» запрещены.
1887 – 1889 годы – роман «Пошехонская старина» печатается в «Вестнике Европы».
Март 1889 года – резкое ухудшение здоровья писателя.
10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.