События этого рассказа л. н. толстого происходят на кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при николае i, пославшем войска на завоевание кавказских земель. сюжет повести прост и ясен. офицер жилин, служивший на кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. вместе с ним в плену оказался и офицер костылин, малодушный и трусливый человек. жилин бежит из плена, но неудачно. вторичный побег удается. жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. содержание повести составляют впечатления и переживания героя. это делает повествование эмоциональным, волнующим. быт татар, природа кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие жилина. татары в представлении жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой. толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. жилин - скромный офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. в его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для дины. жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер костылин. это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. в трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, костылин бросает товарища и скачет в крепость. встретившись с костылиным в плену, жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у костылина заболели ноги. жилин проявляет волю, мужество, находчивость. костылин же эгоистичен и крайне пассивен. замечателен образ татарской девочки дины. она обаятельна, добра, по-детски наивна. к жилину она испытывает чувство сострадания и любви. дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. жилин — яркий представитель народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие. писатель явно симпатизирует главному герою. да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о выносливом человеке. всем своим произведением толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа… заканчивается повесть трогательной встречей жилина с казаками и солдатами. повесть отличается чертами -бытового и приключенческого жанра. она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. ведь в произведении изображаются военные события. нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «кавказский пленник» - высокохудожественная, подлинно повесть.
Артур грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший грей решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. был он решителен и бесстрашен. " " хотел быть «дьявольским» моряком. он, задыхаясь, пил водку, а на купаньи, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты. понемногу он потерял всё, кроме главного — своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил тёмным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. и его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб. " грей – юноша, создавший свой неизведанный мир, в котором открывается синее сияние океана. молодого человека гнетут все условности света, ему душно и тесно в фамильном замке. грей мечтает слиться с бурной стихией морской жизни и добивается своего: он покидает дом и отправляется на поиски своей сказки. еще в детстве, грей увидел картину, которая стала как бы проводником его воображения. он слышал шум ветра, всплеск воды, чувствовал соленый вкус воды на губах. это завораживала его, унося в фантастический мир приключений и грез. сбылась счастливая мечта ассоль и грея, потому что в самом отблеске парусов они встретили свою любовь.