Утро. С бухты веет туманом, снега нет, море гудит. Слышны выстрелы. В городе время от времени идут сражения. Но на базаре продают булочки и сбитень. Жизнь идет, и люди уже перестали обращать внимание на войну. На бастионах же можно увидеть разные лица и " изумительные, возвышающие душу зрелища. " В больнице солдаты ведут неторопливый разговор о том, кто потерял ногу и почему. (Вспоминают женщину, которая носил обед мужу, а теперь без ноги) В одних палатах ампутируют конечности, бросая отрезанное в угол, в других перевязывают и оперируют.Здесь автор видит войну не в парадном виде с барабанами и музыкой,а в крови и страдания. Офицер с четвертого бастиона говорит не о снарядах, летящих над головой, а о грязи. Так он защищается от страха,опасности. Около четвертого много невоенных, есть раненые. Артиллерист говорит о том, что пятого на батарее было одно орудие и совсем не было прислуги, а утром уже можно было снова палить из многочисленных пушек. Еще одно воспоминание : бомба попала в землянку, и погибли одиннадцать человек. Толстой замечает, что в движениях и осанке русских заметны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Если пушечное ядро летит прямо в человека, то у него возникает ( кто - кого).«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»
1. В поисках клюквы Настя и Митраша дошли до Звонкой борины. Стояло утро, в Звонкой борине были слышны пение птиц, голоса зверей. Спустившись в большое болото за клюквой, Настя и Митраша услышали, как вдали, на Сухой речке, воет волк Серый помещик. Митраша, сверившись по компасу, предложил идти на север. Дети пошли на север, хотя поначалу Настя хотела идти по большой тропе, пришли к Лежачему камню. Во время отдыха первый луч солнца обогрел детей, рядом слышалось пение птиц. Настя и Митраша продолжили путь. У камня широкая тропа расходилась: плотная тропа шла направо, слабая тропа - налево. Сверившись с компасом, Митраша предложил идти на север по слабой тропе. Настя не согласилась, попробовала уговорить Митрашу идти по плотной тропе. Митраша настаивал на необходимости идти по стрелке компаса к палестинке. Настя утверждала, что, идя по стрелке, они угодят в Слепую елань. Митраша не стал спорить и пошёл по тропе на север, оказавшись в Слепой елани. Настя рассердилась, и, не напомнив Митраше о корзине для клюквы и пище, пошла по общей тропе к палестинке.
Утро. С бухты веет туманом, снега нет, море гудит. Слышны выстрелы. В городе время от времени идут сражения. Но на базаре продают булочки и сбитень. Жизнь идет, и люди уже перестали обращать внимание на войну. На бастионах же можно увидеть разные лица и " изумительные, возвышающие душу зрелища. " В больнице солдаты ведут неторопливый разговор о том, кто потерял ногу и почему. (Вспоминают женщину, которая носил обед мужу, а теперь без ноги) В одних палатах ампутируют конечности, бросая отрезанное в угол, в других перевязывают и оперируют.Здесь автор видит войну не в парадном виде с барабанами и музыкой,а в крови и страдания. Офицер с четвертого бастиона говорит не о снарядах, летящих над головой, а о грязи. Так он защищается от страха,опасности. Около четвертого много невоенных, есть раненые. Артиллерист говорит о том, что пятого на батарее было одно орудие и совсем не было прислуги, а утром уже можно было снова палить из многочисленных пушек. Еще одно воспоминание : бомба попала в землянку, и погибли одиннадцать человек. Толстой замечает, что в движениях и осанке русских заметны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Если пушечное ядро летит прямо в человека, то у него возникает ( кто - кого).«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»
1. В поисках клюквы Настя и Митраша дошли до Звонкой борины. Стояло утро, в Звонкой борине были слышны пение птиц, голоса зверей. Спустившись в большое болото за клюквой, Настя и Митраша услышали, как вдали, на Сухой речке, воет волк Серый помещик. Митраша, сверившись по компасу, предложил идти на север. Дети пошли на север, хотя поначалу Настя хотела идти по большой тропе, пришли к Лежачему камню. Во время отдыха первый луч солнца обогрел детей, рядом слышалось пение птиц. Настя и Митраша продолжили путь. У камня широкая тропа расходилась: плотная тропа шла направо, слабая тропа - налево. Сверившись с компасом, Митраша предложил идти на север по слабой тропе. Настя не согласилась, попробовала уговорить Митрашу идти по плотной тропе. Митраша настаивал на необходимости идти по стрелке компаса к палестинке. Настя утверждала, что, идя по стрелке, они угодят в Слепую елань. Митраша не стал спорить и пошёл по тропе на север, оказавшись в Слепой елани. Настя рассердилась, и, не напомнив Митраше о корзине для клюквы и пище, пошла по общей тропе к палестинке.