пьеса а. н. островского «гроза» была написана в 1859 г., в период кризиса, накануне отмены крепостного права. основной драматурга было сатирическое изображение купечества, старых устоев, которые в скором времени должны были уйти в прошлое. по словам н. добролюбова, это «самое решительное произведение». «действие происходит в городе калинове, на берегу волги, » — так начинается пьеса «гроза». этой ремаркой драматург очерчивает место действия пьесы, а не просто сообщает о названии города. все действие пьесы происходит за пределами дома кабанихи, кроме второго акта, где действие происходит в комнате. начинается драма на живописном берегу воkги, в городе калинове. город в пьесе является фоном, на котором разворачивается драма катерины. его быт и нравы, его обитатели — все это понять характер главной героини пьесы. города калинова, где разворачиваются события «грозы», никогда не существовало, островский создал собирательный город, воплотивший в себе черты провинциальных городов россии первой половины xix в. калинов — тихий городок с размеренным ритмом жизни. на протяжении всей пьесы он статичен и пуст. в произведении нигде нет указаний на то, что по городу гуляют люди, слышится шум проезжающего транспорта. в целом калинов производит впечатkение мертвого города. зато странницу феклушу пребывание в нем приводит в восхищение: « обетованной земле живете». полная характеристика калинова звучит в устах кулигина. «паршивый городишко», — говорит он, имея в виду не только сам город, но его обитателей, живущих по законам домостроя. «в ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите». даже «тротуар сделали, а не гуляют», хотя город окружает великолепная природа. большую часть времени богатые горожане проводят дома, занимаются хозяйством и наживаются на чужом добре, как дикой, который присвоил состояние своего племянника бориса. читая пьесу, кажется, что судьба катерины изначально никак не связана с общественной жизнью калинова.
Умереть так, как умер базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – заметил д.и. писарев. с этим наблюдением нельзя не согласиться. смерть евгения базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель рудина на баррикаде. с полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…дело мое дрянное. я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «да, поди попробуй отрицать смерть. она тебя отрицает, и баста! » «все равно: вилять хвостом не стану», – заявляет базаров. хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься – пока «он еще не потерял памяти < …> ; он еще боролся». близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. таких, как атеистическое неприятие божьего существования. когда религиозный василий иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «спешить еще не к чему…» он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «ведь и беспамятных причащают… я подожду». «когда его соборовали, – рассказывает тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника < …> , кадила, свеч < …> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице». кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «кто там плачет? …мать? кого-то она будет кормить теперь своим удивительным » ласково подтрунивая, он просит пораженного горем василия ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. теперь можно не скрывать своей любви к анне сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее. умирающий базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она » для героя это выражение только любовных переживаний.