В «Слове о полку Игореве" автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
вступление к былине при какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной сповествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географическии т. п., напр.: «Как во славном во городе во Киеве, У ласкового князя у Владимира» и т. д. или «В старину было в стародавнюю, Когда князь Владимир венец держал» и т. д. В поэзии «искусственный» З. встречается в стилизациях народных песен, напр. у А. К. Толстого — «Зачинается песня от древних затей» («Поток-богатырь»), но по существу, поскольку в ней нет ужетрадиционно-повторяемых формул, подобных вышеприведенным в народной поэзии, постольку говоритьздесь о З. не приходится. Однако в более широком смысле в лирике можно обозначить как З. (или запев)такого рода построения, к-рые выполняют ту же функцию вступления, напр. у Блока в цикле «О чем поетветер»: «Поет, поет... Поет и ходит возле дома...» или «Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней... Впрочем, прости...» и т. д. Аналогичным образом можно рассматривать у Блока начало «Двенадцати» («Черный вечер, белый снег») и т.д. Наконец в прозе зачином (или приступом) называют начало повествования, отличающееся от завязки иэкспозиции (см.) тем, что может и не быть непосредственно связано с развитием фабулы.
В «Слове о полку Игореве" автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
«Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира» и т. д.
или
«В старину было в стародавнюю,
Когда князь Владимир венец держал» и т. д.
В поэзии «искусственный» З. встречается в стилизациях народных песен, напр. у А. К. Толстого — «Зачинается песня от древних затей» («Поток-богатырь»), но по существу, поскольку в ней нет ужетрадиционно-повторяемых формул, подобных вышеприведенным в народной поэзии, постольку говоритьздесь о З. не приходится. Однако в более широком смысле в лирике можно обозначить как З. (или запев)такого рода построения, к-рые выполняют ту же функцию вступления, напр. у Блока в цикле «О чем поетветер»:
«Поет, поет...
Поет и ходит возле дома...»
или
«Было то в темных Карпатах,
Было в Богемии дальней...
Впрочем, прости...» и т. д.
Аналогичным образом можно рассматривать у Блока начало «Двенадцати» («Черный вечер, белый снег») и т.д. Наконец в прозе зачином (или приступом) называют начало повествования, отличающееся от завязки иэкспозиции (см.) тем, что может и не быть непосредственно связано с развитием фабулы.