Род Державиных происходит от одного из татарских мурз. Гавриил Романович родился в родовом имении в селе Сокуры под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, секунд-майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова).
С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773-1774 годах участвовал в подавлении восстания Пугачёва.
Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 губернатором — Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
Неоднократно Гавриил Романович посещал усадьбу Зубриловка, принадлежащей его другу Сергею Фёдоровичу Голицыну. Точно известно, что он посещал усадьбу осенью 1788 года.
В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и своём имении «Званка» в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.
Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Простакова при всей ее любви к сыну все осознает то, что ОН окажется в другом обществе, его будут окружать умные люди, которые о Митрофанушке «скажут, дурак» . Вральман на опасения Простаковой возражает, что таких, как Митрофанушка, на свете «миллионы, миллионы» . Это самый печальный момент комедии. Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась... » Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны. В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный» . Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «... Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» . Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «...Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» , — говорит он. Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях» , приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.
С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773-1774 годах участвовал в подавлении восстания Пугачёва.
Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 губернатором — Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
Неоднократно Гавриил Романович посещал усадьбу Зубриловка, принадлежащей его другу Сергею Фёдоровичу Голицыну. Точно известно, что он посещал усадьбу осенью 1788 года.
В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и своём имении «Званка» в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.
Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась... »
Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.
В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный» . Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «... Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» . Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «...Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» , — говорит он.
Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях» , приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.
Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.