Военная проза второй половины 20-го века Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.) Важнейшая тема 1960-1980-х годов — военная. Осмыслен ие событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в большей степени. Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из признанных представителей так называемой «лейтенантской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах писателя сочетаются с умением поведать о том, что переживают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реальности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой мужества и нравственных испытаний для вчерашних студентов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить — неожиданно оказываются главными качествами, которые требует борьба со смертью, врагом. Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Новиков («Последние залпы») — тоже совсем еще молодые люди. Их человеческое становление еще не завершено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации. Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя. Историческое основание сюжета романа — попытка танковой армии Манштейна зимой 1942 года прорваться к попавшей в окружение группировке фельдмаршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отдает суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна — смерть…» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки. Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и погибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно — по-солдатски. Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последнего снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте. Большая правда войны, требующей не пафоса и экзальтации, а умения оставаться человеком и делать свое дело в любых, самых невыгодных условиях, не думая о славе и наградах, возникает в сопоставлении разных судеб, показанных Ю. Бондаревым, другими представителями «лейтенантской прозы
На то мы, старики, и на свете живем, чтобы молодым около нас тепло было.»
Сашка приехал к бабушке в деревню Малинки. Его мама ушла на фронт ( шла ВОВ). У Сашки начались притирки с местными мальчишками. Они проверяли его, а он, чтобы не упасть в грязь лицом, храбрился. Благодаря очередной «храбрости», он остался жив. Немецкие десантники обманным путем разузнали у мальчишек все о местной деревушке и убили их. Писать о том, что стало с деревней, не стоит. В живых остались немногие: дед Никита, бабушка Ульяна, Сашка, Гришака и еще несколько ребятишек. Оставаться в деревне опасно, вот они и решаются укрыться в избушке вглуби болота.
Так начинается новая жизнь полная трудностей. Мужчины отвечают за добычу пищи. Они каждый день через болото возвращаются в деревню за картошкой, солью, необходимыми вещами. А бабушка на хозяйстве, да в придачу места себе не находит пока мужчины в пути. Ведь с болотом нельзя на «ты».
Маленькая повесть вызывает столько эмоций. Ее невозможно читать без слез. Каждодневные походы по болоту, встреча с немцами, медведь, стая волков, зима – а одежды нет. это все не возможно читать с хладнокровием. Одно только Гришакино ожидание мамы выворачивает душу. Все ему обещают, что скоро она придет, но ни кто не может сказать ему правду- мамы больше нет. В один момент дети повзрослели, стали самостоятельными и ответственными за других. Случай с Гришакой это доказывает. Когда он, чтобы своих от стаи волков, схватил голыми руками горящее полено.
Повесть нужно читать и взрослым и детям. Внутри столько эмоций после прочтения, что некоторые невозможно выразить словами
На то мы, старики, и на свете живем, чтобы молодым около нас тепло было.»
Сашка приехал к бабушке в деревню Малинки. Его мама ушла на фронт ( шла ВОВ). У Сашки начались притирки с местными мальчишками. Они проверяли его, а он, чтобы не упасть в грязь лицом, храбрился. Благодаря очередной «храбрости», он остался жив. Немецкие десантники обманным путем разузнали у мальчишек все о местной деревушке и убили их. Писать о том, что стало с деревней, не стоит. В живых остались немногие: дед Никита, бабушка Ульяна, Сашка, Гришака и еще несколько ребятишек. Оставаться в деревне опасно, вот они и решаются укрыться в избушке вглуби болота.
Так начинается новая жизнь полная трудностей. Мужчины отвечают за добычу пищи. Они каждый день через болото возвращаются в деревню за картошкой, солью, необходимыми вещами. А бабушка на хозяйстве, да в придачу места себе не находит пока мужчины в пути. Ведь с болотом нельзя на «ты».
Маленькая повесть вызывает столько эмоций. Ее невозможно читать без слез. Каждодневные походы по болоту, встреча с немцами, медведь, стая волков, зима – а одежды нет. это все не возможно читать с хладнокровием. Одно только Гришакино ожидание мамы выворачивает душу. Все ему обещают, что скоро она придет, но ни кто не может сказать ему правду- мамы больше нет. В один момент дети повзрослели, стали самостоятельными и ответственными за других. Случай с Гришакой это доказывает. Когда он, чтобы своих от стаи волков, схватил голыми руками горящее полено.
Повесть нужно читать и взрослым и детям. Внутри столько эмоций после прочтения, что некоторые невозможно выразить словами
Объяснение: