По мнению павла петровича кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. по мнению базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому базаров отрицает способность дворянства вести россию к будущему. следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. павел петрович считает их бессильными "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. базаров веско замечает: "от копеечной свечи москва сгорела". что нигилисты? прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. базаров считает, что народ пока темен и невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционен.кирсанов павел петрович – дядя аркадия кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…» в молодости герой пережил личную драму. блестящая карьера и успехи в обществе п.к. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини р. после этого потрясения п.к. отказывается от надежд на счастье. он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. п.к. переезжает в деревню к брату, где пытается ему в ведении хозяйства. кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. в спорах – «схватках» с базаровым п.к. защищает высокие идеи. он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. все это, по убеждению п.к., должно превратить россию в прогрессивную, цивилизованную страну. этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает базарова на дуэль. идеи п.к. несомненно хороши, но далеки от реальной жизни. его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. п.к. – человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. в финале романа п.к. живет в германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен. вообще кирсанов п. п. - человек сильный, умеющий постоять за себя, считающий, что уважение не последняя вещь в жизни. может патриот, хоть ярко это и не выражает.евгений васильевич базаров — является течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности.базаров - личность неординарная, необычная, тоже сильный характер, умеющий отстаивать свои убеждения, считает все кроме фактов и вещей материальных - вздором.
Утром над нашим пароходом стали кружиться самолёты противника.Первые шесть бомб упали в воду. Седьмая бомба попала в корму. И наш пароход загорелся.И тогда все пассажиры стали кидаться в воду.Не помню, на что я рассчитывал, когда бросился за борт, не умея плавать. Но я тоже бросился в воду. И сразу погрузился на дно.Не знаю, какие там бывают у вас химические или физические законы, но только при полном неумении плавать я выплыл наружу.Выплыл наружу и сразу же ухватился рукой за какую-то рогульку, которая торчала из-под воды.Держусь за эту рогульку и уже не выпускаю её из рук. Благословляю небо, что остался в живых и что в море понатыканы такие рогульки для указания мели и так далее.Вот держусь за эту рогульку и вдруг вижу — кто-то ещё подплывает ко мне. Вижу — какой-то штатский вроде меня. Прилично одетый — в пиджаке песочного цвета и в длинных брюках.Я показал ему на рогульку. И он тоже ухватился за неё.И вот мы держимся за эту рогульку. И молчим. Потому что говорить не о чем.Впрочем, я его спросил — где он служит, но он ничего не ответил. Он только выплюнул воду изо рта и плечами. И тогда я понял всю нетактичность моего вопроса, заданного в воде.И хотя меня интересовало знать — с учреждением ли он плыл на пароходе, как я, или один,— тем не менее я не спросил его об этом.Но вот держимся мы за эту рогульку и молчим. Час молчим. Три часа ничего не говорим. Наконец мой собеседник произносит:— Катер идёт...Действительно, видим: идёт катер и подбирает людей, которые ещё держатся на воде.Стали мы с моим собеседником кричать, махать руками, чтоб с катера нас заметили. Но нас почему-то не замечают. Не подплывают к нам.Тогда я скинул с себя пиджак и рубашку и стал махать этой рубашкой: дескать, вот мы тут, сюда, будьте любезны, подъезжайте.Но катер не подъезжает.Из последних сил я машу рубашкой: дескать, войдите в положение, погибаем наши души.Наконец с катера кто-то высовывается и кричит нам в рупор:— Эй вы, трамтарарам, за что, обалдели, держитесь — за мину!Мой собеседник как услышал эти слова, так сразу шарахнулся в сторону. И, гляжу, поплыл к катеру...Инстинктивно я тоже выпустил из рук рогульку. Но как только выпустил, так сразу же с головой погрузился в воду. Снова ухватился за рогульку и уже не выпускаю её из рук.С катера в рупор кричат мне:— Эй ты, трамтарарам, не трогай, трамтарарам, мину!— Братцы,— кричу,— без мины я как без рук! Потону же сразу! Войдите в положение! Плывите сюда, будьте так великодушны!В рупор кричат:— Не можем подплыть, дура-голова,— подорвёмся на мине. Плыви, трамтарарам, сюда. Или мы уйдём сию минуту.Думаю: «Хорошенькое дело — плыть при полном неумении плавать». И сам держусь за рогульку так, что даже при желании меня не оторвать.Кричу:— Братцы, моряки! Уважаемые флотские товарищи! Придумайте что-нибудь для ценной человеческой жизни!Тут кто-то из команды кидает мне канат. При этом в рупор и без рупора кричат:— Не вертись, чтоб ты сдох, взорвётся мина!Думаю: «Сами нервируют криками. Лучше бы, думаю, я не знал, что это мина, я бы вёл себя ровней. А тут, конечно, дёргаюсь — боюсь. И мины боюсь и без мины ещё того больше боюсь».Наконец ухватился за канат. Осторожно обвязал себя за пояс. Кричу:— Тяните, ну вас к чёрту... Орут, орут, прямо надоело...Стали они меня тянуть. Вижу, канат не Вижу — вместе с канатом, вопреки своему желанию, опускаюсь на дно. Уже ручками достаю морское дно. Вдруг чувствую — тянут кверху, поднимают.Вытянули на поверхность. Ругают — сил нет. Уже без рупора кричат:— С одного тебя такая длинная канитель, чтоб ты сдох... Хватаешься за мину во время войны... Вдобавок не можешь плыть... Лучше бы ты взорвался на этой мине — обезвредил бы её и себя...Конечно, молчу. Ничего им не отвечаю. Поскольку — что можно ответить людям, которые меня Тем более сам чувствую свою недоразвитость в вопросах войны, недопонимание техники, неумение отличить простую рогульку от бог знает чего.Вытащили они меня на борт. Лежу. Обступили.Вижу — и собеседник мой тут. И тоже меня отчитывает, бранит — зачем, дескать, я указал ему схватиться за мину. Дескать, это морское хулиганство с моей стороны. Дескать, за это надо посылать на подводные работы от трёх до пяти лет. Собеседнику я тоже ничего не ответил, поскольку у меня испортилось настроение, когда я вдруг обнаружил, что нет со мной рубашки. Пиджак тут, при мне, а рубашки нету.Хотел попросить капитана — сделать круг на ихнем катере, чтоб осмотреться, где моя рубашка, нет ли её на воде. Но, увидев суровое лицо капитана, не решился его об этом просить.Скорей всего рубашку я на мине оставил. Если это так, то, конечно, пропала моя рубашка.После я дал себе торжественное обещание изучить военное дело.Отставать от других в этих вопросах не полагается.1943