жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной , но именно хайям придал ему художественно совершенную форму. древние переписчики произвольно соединяли стихотворения хайяма с четверостишиями других поэтов. так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство хайяма.
что же позволило ученым отделить хайямовские произведения от рубаи других поэтов? рука мастера, которая превращала каждое четверостишие в изящную поэму, отличавшуюся особым смысловым наполнением и особым художественным исполнением. для рубаи хайяма характерно неповторимое сочетание силы чувств со смелостью мысли, масштабности поставленных философских вопросов с , как бритва, афористичностью поэтического языка. в качестве примера этих свойств хайямовской лирики можно прославленное четверостишие, в котором с почти плакатной меткостью выражений поэт отстаивает ценность человеческого достоинства:
"толстый и тонкий" миша-толстый порфирий-тонкий происходит встреча двух друзей на вокзале,где они рассказывают друг другу про свою жизнь.тонкий сообщает толстому,что стал коллежским асессором и узнает от друга,что тот тайный советник.и тут с тонком происходит метаморфоза,он меняется на глазах,превращаясь из друга в произведении мы сталкиваемся с проблемой чинопочитания и лицемерия.мелочность и трепетание мелкого чиновника перед старшим по званию четко прописано в тексте. хоть толстый и был высоким чиновником,но держался намного проще и свободнее тонкого.как в начале толстый был рад встрече с другом,так в конце от радости от встречи не осталось и следа.он остался удивлен,а еще больше огорчен раболепством своего бывшего друга. главная мысль в этом рассказе показать перемены в человеке от его детских чистых отношений до искажения понятия дружбы в зрелости.
жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной , но именно хайям придал ему художественно совершенную форму. древние переписчики произвольно соединяли стихотворения хайяма с четверостишиями других поэтов. так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство хайяма.
что же позволило ученым отделить хайямовские произведения от рубаи других поэтов? рука мастера, которая превращала каждое четверостишие в изящную поэму, отличавшуюся особым смысловым наполнением и особым художественным исполнением. для рубаи хайяма характерно неповторимое сочетание силы чувств со смелостью мысли, масштабности поставленных философских вопросов с , как бритва, афористичностью поэтического языка. в качестве примера этих свойств хайямовской лирики можно прославленное четверостишие, в котором с почти плакатной меткостью выражений поэт отстаивает ценность человеческого достоинства: