Уникальность пьесы «На дне» Максима Горького состоит в том, что на протяжении всего времени ее существования, она вызывает многочисленные споры читателей и критиков. А это значит, что с годами, и даже веками, не пропадает ее актуальность, а поднятые Горьки в своей пьесе проблемы общественной жизни, существуют и до сих пор. Кроме того, некоторые фразы, написанные Горьким в пьесе «На дне», например: «Человек…это звучит гордо», были взяты на вооружение партийным руководством СССР и долгое время использовались как пропагандистские лозунги. На протяжении всей пьесы, читатель вместе с ее героями, задумывается над смыслом жизни, над столкновением различных идей, о проблемах правды и лжи. Персонажи, которыми Горький показал жизнь «дна» общества, вызывают у читателей чувство понимания той ситуации безысходности, в которой оказалось множество людей той эпохи. В то же время, мы видим, что люди «дна» живут верой, иллюзиями на перемены к лучшему. Например, Квашня, считает себя свободной женщиной. Настя мечтает о большой и светлой любви. Но все иллюзии и мечты разбиваются о горькую и страшную правду жизни этих людей. Горький показал, что эта самая правда делает людей «дна» жестокими. И не только в отношении к жизни, но и в отношении друг к другу. А жестокость разрушает все иллюзии, все мечтания. Появление в ночлежке странника Луки еще более ужесточает и без того острые споры и рассуждения людей «дна» о смысле жизни, о человеке, о лжи, о правде. Но, Лука вносит в жизнь этих людей возникновение иллюзий о другой, лучшей жизни, с еще большей силой. А применяет он при этом сладкую ложь. Разбираясь хорошо в людях, он знает кому и что нужно сказать и в какой момент. Послушав Луку, Анна начинает верить в покой и отдых, которые ждут ее на том свете. Актер ждет появления бесплатных лечебниц, в которых лечат о алкоголизма. Васька Пепел уверовал в то, что попав в Сибирь, его ожидает вольная жизнь. Роль в пьесе образа Луки двояка: с одной стороны, может показаться, что он очень жесток к людям «дна». Ведь их и так сложная жизнь не станет лучше в дальнейшем, а обещанное Лукой никогда не сбудется.И тем большим будет разочарование жизнью, когда кто-нибудь из людей поймет, что то, о чем говорит Лука, просто неосуществимо. С другой стороны, Лука может показаться человеком. который не огрубел от сложной и порой жестокой жизни и пытается принести частичку радости и счастья другим, подобным себе людям. Центральным, и наверное, самым главным рассказом Луки, становится его повествование о им двух беглых каторжников. По мнению Луки, ни тюрьма, ни насилие не смогут человека и уж тем более научить человека добру. Единственная категория, которая сможет сделать человека добрее, по мнению Луки, это само добро. Другой герой пьесы, Сатин, говорит: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!». Таким образом, образ Сатина как бы противопоставляется образу Луки в споре о правде и лжи. Но, с другой стороны, тот же Сатин, единственный, кто защищает старого Луку, запретив другим плохо говорить о старике. Наверное, самым главным оппонентом Луки является сам Горький. Именно писатель показывает, что ложь, которой Лука утешает людей «дна», не в состоянии кого-либо из них. Кроме того, автор пытается показать, что жизнь среди иллюзий - не выход из положения. Иллюзии приводят лишь к тому, что человек со временем полностью смириться со своим положением и не захочет что-либо реально менять. Красноречиво показывают такую позицию слова Анны: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть можно!». Долгое время не принимали образ Луки, как положительного героя, и многочисленные литературные критики. Считалось, что Лука, который призывал к милосердию, жалости, является человеком. который уходит от борьбы за лучшую жизнь и призывает смириться со своим положением живя в иллюзорном мире.
«Ночь перед Рождеством» самим своим названием настраивает на то, что в повести должны происходить не совсем обычные события. Ведь по украинским народным поверьям в эту ночь злые силы особенно старались навредить людям. С каким юмором в самом начале повести писатель описывает кражу месяца чертом. Месяц горячий, и поэтому черт, кривляясь и дуя, перебрасывает его из одной руки в другую, «как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки» . Фантастическое и реальное настолько тесно сплетаются в повести, что иногда трудно отделить одно от другого. Вот и пойми, действительно ли черт украл месяц или это только наваждение подгулявшего волостного писаря. Ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом» , то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру») . Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.
Как известно из сказок и легенд, ночь перед Рождеством - это совершенно удивительное время. В эту ночь по свету разгуливает вся нечисть. Вовсе не случайно черт чувствует себя так свободно. Интересно, как описывает Гоголь самого черта. Это рогатое создание на поверку оказывается очень глупым, и после путешествия в Петербург вместо кузнецовой души черт в награду получает хорошую взбучку. «И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. “Куда? - закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта. - Постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя”». Черт не случайно показан в повести таким жалким и глупым. Во многих сказках и легендах смелые и отважные герои легко одерживают верх над темными силами зла. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк) . Повесть удивительна и прекрасна. Она завораживает читателя своими фантастическими событиями и живым теплым юмором. В повести есть все: загадки, страх перед неведомым, любовь, приключения. Именно поэтому повесть Гоголя читается с большим интересом, причем как детьми, так и взрослыми.
Ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом» , то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру») . Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.
Как известно из сказок и легенд, ночь перед Рождеством - это совершенно удивительное время. В эту ночь по свету разгуливает вся нечисть. Вовсе не случайно черт чувствует себя так свободно. Интересно, как описывает Гоголь самого черта.
Это рогатое создание на поверку оказывается очень глупым, и после путешествия в Петербург вместо кузнецовой души черт в награду получает хорошую взбучку. «И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. “Куда? - закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта. - Постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя”».
Черт не случайно показан в повести таким жалким и глупым. Во многих сказках и легендах смелые и отважные герои легко одерживают верх над темными силами зла.
В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк) .
Повесть удивительна и прекрасна. Она завораживает читателя своими фантастическими событиями и живым теплым юмором. В повести есть все: загадки, страх перед неведомым, любовь, приключения. Именно поэтому повесть Гоголя читается с большим интересом, причем как детьми, так и взрослыми.