Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе комедии. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к духовному вырождению правящего класса. Другая проблема "Недоросля" -это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей 18 века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник от грозящего обществу зла- духовной деградации дворянства. И устами Стародума автор комедии провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница- жалкая тварь". Воспитание, считает он, должно опираться на силу положительного примера и "своим критерием положить благо отечества". Близко ли это современному читателю? Понятно ли? Может ли они с доверчивостью Стародума сказать детям, увидев в их руках “Недоросля”: “хорошо, читайте его, читайте; автор, который устами Стародума высказывает такие прекрасные житейские правила, пером своим нравов развращать не может”. “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму даёт благонравие… Главная цель всех знаний человеческих - благонравие… ” Эти сентенции повторяются более ста лет со времени первого представления “Недоросля” и хотя имеют вид нравоучений, заимствованных из детской прописи, однако до сих пор не наскучили, не стали приторными.
основе комедии.
Это прежде всего проблема нравственного разложения
дворянства.
Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами
при отсутствии должного нравственного примера со стороны
высшей власти становилась источником произвола,
это вело к духовному вырождению правящего класса.
Другая проблема "Недоросля" -это проблема воспитания.
Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании
мыслителей 18 века рассматривалось как первоочередной
фактор, определяющий нравственный облик человека.
В представлениях Фонвизина проблема воспитания
приобретала государственное значение, ибо в правильном
воспитании коренился единственно надежный, по его
мнению, источник от грозящего обществу зла-
духовной деградации дворянства.
И устами Стародума автор комедии провозглашает
принципы разумного государственного устройства,
нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание должно включать как воспитание ума, так и
воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит
на первом месте.
Ведь без души "просвещеннейшая умница- жалкая тварь".
Воспитание, считает он, должно опираться на силу
положительного примера и "своим критерием положить
благо отечества".
Близко ли это современному читателю?
Понятно ли?
Может ли они с доверчивостью Стародума сказать детям,
увидев в их руках “Недоросля”: “хорошо, читайте его, читайте;
автор, который устами Стародума высказывает такие
прекрасные житейские правила, пером своим нравов
развращать не может”.
“Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…
Ум, коль он только что ум, самая безделица;
прямую цену уму даёт благонравие…
Главная цель всех знаний человеческих - благонравие… ”
Эти сентенции повторяются более ста лет со времени
первого представления “Недоросля” и хотя имеют вид
нравоучений, заимствованных из детской прописи,
однако до сих пор не наскучили,
не стали приторными.