«царевна-лебедь» — картина михаила врубеля[1], посвященная персонажу оперы н. а. римского-корсакова «сказка о царе салтане» (по одноимённой сказке пушкина). царевна с полотна врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. изображена царевна-лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город леденец, выполненные художником). «но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. в эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. художник наделяет свой образ демоническими чертами. царевна-лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5]. а. п. иванов говорил об этой картине: «не сама ли то дева-обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий? », имея в виду персонаж из «слова о полку игореве».
В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название — “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка Ненила Починить избенку лесу попросила. Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет! ’’Вот приедет барин — барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу”, — думает старушка. Бурмистр — староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) — продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки — “Вот приедет барин” — сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф. Во второй строфе обидчик крестьян — “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” — и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение. Полюбил Наташу хлебопашец вольный, Да перечит девке немец сердобольный. Главный управитель. “Погодим, Игната, Вот приедет барин!” — говорит Наташа.