позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. первый из них — отставной генерал-майор вячеслав илларионович хвалынский. высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает вячеслав илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. человек он добрый, но с довольно странными привычками. он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.
хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в отставного вахмистра, необычайно глупого человека. хвалынский большой любитель женщин. в карты он любит играть только с людьми низшего звания. когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. читает вячеслав илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. на выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.
о своём военном прошлом генерал хвалынский говорить не любит. живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. на больших званых обедах и публичных торжествах генерал хвалынский чувствует себя в своей тарелке. особым даром слова хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.
мардарий аполлоныч стегунов похож на хвалынского только в одном — он тоже холостяк. он нигде не служил и красавцем не считался. мардарий аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. он хлебосол и , живёт в своё удовольствие. своим имением стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. гостей мардарий аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.
как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. после того, как стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на . вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового юшку выгнать их. юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. выяснилось, что это куры ермила-кучера и стегунов велел их отобрать. потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. мардарий аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. в отдалении я услышал странные звуки. оказалось, это наказывали ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.
через четверть часа я простился со стегуновым. проезжая через деревню, я встретил васю и спросил, за что его наказали. он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.
В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр». Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность. Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.
Сюжетная линия рассказа
Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведения
Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и затронуть самые глубинные струны души любого человека.
позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. первый из них — отставной генерал-майор вячеслав илларионович хвалынский. высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает вячеслав илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. человек он добрый, но с довольно странными привычками. он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.
хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в отставного вахмистра, необычайно глупого человека. хвалынский большой любитель женщин. в карты он любит играть только с людьми низшего звания. когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. читает вячеслав илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. на выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.
о своём военном прошлом генерал хвалынский говорить не любит. живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. на больших званых обедах и публичных торжествах генерал хвалынский чувствует себя в своей тарелке. особым даром слова хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.
мардарий аполлоныч стегунов похож на хвалынского только в одном — он тоже холостяк. он нигде не служил и красавцем не считался. мардарий аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. он хлебосол и , живёт в своё удовольствие. своим имением стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. гостей мардарий аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.
как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. после того, как стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на . вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового юшку выгнать их. юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. выяснилось, что это куры ермила-кучера и стегунов велел их отобрать. потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. мардарий аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. в отдалении я услышал странные звуки. оказалось, это наказывали ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.
через четверть часа я простился со стегуновым. проезжая через деревню, я встретил васю и спросил, за что его наказали. он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.
Сюжетная линия рассказа
Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведения
Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и затронуть самые глубинные струны души любого человека.
Удачи