ПРИ́СКАЗКА, присказки, жен. (лит. , нар. -поэт.) . Короткий смешной рассказик, прибаутка, обычно предисловие к сказке. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка. «Это присказка, а вот - сказка чередом пойдет. » Ершов.
Традиционным элементом сказки является ЗАЧИН (начало) . Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…» .
КОНЦОВКА - заключительная часть сказки. Бывает не связанная прямо с ее содержанием, обращенная к слушателю, нередко выражающая оценку сказочных событий.
Вот одного молодого человека отец-мать женили. Вот они и живут в любви и согласии. Муж удивляется: все молодые бабы, кто шьет, кто прядет, а его жена - ничего, все на печке лежит-полеживает. Кой-когда она пряла и напряла два клубочка по куриной головке и повесила на стенку. Муж говорит:
- Баба, люди снуют, ткут холсты. Почему ты не прядешь?
Она:
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Саввы.
два дня. Муж спрашивает:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Варвары.
еще два дня. Он опять:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче Саввин отец. Вот еще пять дней. Он опять ее понужает:
- О, да ныне Варварина мать. Он говорит:
- Ну, баба, а если я умру? Чем ты меня покроешь? Ни в гроб постлать, ни накрыть - ничего нет.
- Ну, чем-нибудь накрою.
два дня. Муж говорит:
- Никуда я не годен. Лег на печи, лежит, а потом взял да умер. Позвала она старуху. Обмыли. Положили под святыми. Она и думает:
= Чем накрыть-то? Холстины-то нету. Она сняла эти клубочки. Привязала за большой палец на ноге и давай мотать. За уши и за пальцы, за уши и за пальцы, за уши и за пальцы. Обмотала всего. Стоит и приговаривает:
- Милый мой дружечка. На кого же ты похож-то?
А старуха стоит рядом, молится:
- Да ну лишь ты не видишь? На балалайку. Она постояла-постояла, вспомнила, у свекра был бредень, старый, худой. Она оторвала, отрезала, да накрыла его бреднем-то. Стоит да голосит над ним:
- Милый мой дружечка. Да куда ты собрался, в какую дальнюю дороженьку? Он как вскочит:
- Да ты не видишь, рыбу ловить! Схватил ее за волостное правление, да на земский суд (за волосы, да об землю). Был ей бой, а пинки само собой. С тех пор баба стала прясть, как люди прядут. Его спрашивают:
- Жена-то прядет?
- Прядет. Уж холсты ткет.
- Как же ты ее вылечил?
Он говорит:
- Старую пословицу напомнил. Молодую капусту поливать - не испортишь.
Да какая баба стала: теперь она умеет и прясть, и ткать, и початки мотать.
Так они век прожили: нагие не ходили. Померли - холсты те остались, племяннице достались.
На этом сказка кончается. Молодая капуста зарями поливается.
Традиционным элементом сказки является ЗАЧИН (начало) . Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…» .
КОНЦОВКА - заключительная часть сказки. Бывает не связанная прямо с ее содержанием, обращенная к слушателю, нередко выражающая оценку сказочных событий.
Сказка Ленивая жена
Содержание : Русские народные сказки
Вот одного молодого человека отец-мать женили. Вот они и живут в любви и согласии. Муж удивляется: все молодые бабы, кто шьет, кто прядет, а его жена - ничего, все на печке лежит-полеживает. Кой-когда она пряла и напряла два клубочка по куриной головке и повесила на стенку. Муж говорит:
- Баба, люди снуют, ткут холсты. Почему ты не прядешь?
Она:
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Саввы.
два дня. Муж спрашивает:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Варвары.
еще два дня. Он опять:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче Саввин отец. Вот еще пять дней. Он опять ее понужает:
- О, да ныне Варварина мать. Он говорит:
- Ну, баба, а если я умру? Чем ты меня покроешь? Ни в гроб постлать, ни накрыть - ничего нет.
- Ну, чем-нибудь накрою.
два дня. Муж говорит:
- Никуда я не годен. Лег на печи, лежит, а потом взял да умер. Позвала она старуху. Обмыли. Положили под святыми. Она и думает:
= Чем накрыть-то? Холстины-то нету. Она сняла эти клубочки. Привязала за большой палец на ноге и давай мотать. За уши и за пальцы, за уши и за пальцы, за уши и за пальцы. Обмотала всего. Стоит и приговаривает:
- Милый мой дружечка. На кого же ты похож-то?
А старуха стоит рядом, молится:
- Да ну лишь ты не видишь? На балалайку. Она постояла-постояла, вспомнила, у свекра был бредень, старый, худой. Она оторвала, отрезала, да накрыла его бреднем-то. Стоит да голосит над ним:
- Милый мой дружечка. Да куда ты собрался, в какую дальнюю дороженьку? Он как вскочит:
- Да ты не видишь, рыбу ловить! Схватил ее за волостное правление, да на земский суд (за волосы, да об землю). Был ей бой, а пинки само собой. С тех пор баба стала прясть, как люди прядут. Его спрашивают:
- Жена-то прядет?
- Прядет. Уж холсты ткет.
- Как же ты ее вылечил?
Он говорит:
- Старую пословицу напомнил. Молодую капусту поливать - не испортишь.
Да какая баба стала: теперь она умеет и прясть, и ткать, и початки мотать.
Так они век прожили: нагие не ходили. Померли - холсты те остались, племяннице достались.
На этом сказка кончается. Молодая капуста зарями поливается.
Содержание : Русские народные сказки