Быстро А.Г. Дубровский и К.П. Троекуров. Друзья и враги План:Вступление. Дворянство в I половине 19 века.
Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский:
а) положение в обществе Троекурова и Дубровского;
б) характер героев;
в) отношения с людьми;
г) причина гибели А. Дубровского.
3. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
ответ:
в сцене «обед в доме кашириных» предложим нам прокомментировать и оценить поведение каждого участника этого эпизода. читатели приходят к выводу, что рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени». не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни, наполненной «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности отличается мир кашириных и им подобных.
читатель кратко разъяснит: период 70—80-х годов xix века, описанный в повести, был характерен именно тем, что крупный капитал поглощал мелкое производство и частные предприниматели, обреченные на разорение, с безграничной жестокостью отстаивали свои собственнические интересы.
«почему эта сцена вызывает у алеши изумление? » — спросит читатель. важно, чтобы читатели вспомнили, какими были отношения между родителями алеши. обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. вот почему жизнь в доме деда кажется алеше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения.
анализ эпизода учащимся понять особенности нравственно-психологического облика каждого из героев, показать существующие между ними отношения, выявить причины «свинцовых мерзостей дикой жизни». эта работа важна и для того, чтобы показать чувства и переживания алеши, его отношение ко всему увиденному и тем самым приобщить нас к духовному миру героя, сделать их соучастниками, сторонниками его мыслей и чувств.
зададим вопрос: «какое впечатление произвела сцена ссоры на алешу? » одновременно выясним, как понимают наса слово «впечатление». читатели отвечают, что большое впечатление производят поступки людей, то, как они ведут себя.
«за какими сторонами поведения следует наблюдать, стремясь в какой-то мере понять внутренние побуждения человека, его отношение к происходящему? » — спросит читатель.
не сразу появляются ответы, но постепенно возгласы: «жесты! позы! выражение лица! тон голоса! » действительно, жесты, позы, действия, мимика, интонация — вот за чем наблюдаем мы вместе с алешей, вот что дает нам право судить о внутреннем состоянии каждого из героев, понять, что болезненно искаженное лицо бабушки свидетельствует о ее страданиях, о жалости и к сыновьям, и к деду; спокойствие григория ивановича, связывающего руки одного из дядьев, говорит о том, что он привык к подобным сценам. даже то, что мать алеши неторопливо отходит к окну и поворачивается ко всем спиной, позволяет понять ее чувства; отвращение ко всему происходящему, желание показать, что ее не интересуют семейные распри и ей не страшны вой и рычание братьев.
неизменный интерес вызывает у школьников анализ эпизодов « с наперстком» и «наказание у себя» (глава ii): они расширяют представления о «неумном племени», о том впечатлении, которое складывается у алеши.
это будни семьи кашириных, привычная обстановка, которая дополняет картину жизни, где проявление низменных и подлых свойств человеческой натуры было нормой, основной линией поведения.
по аналогии с анализом первых эпизодов читатели выделяют прежде всего особенности поведения каждого из участников. от эпизода к эпизоду обнажаются и все более отчетливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру или злу. так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьев: один велит племяннику накалить наперсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предает мальчика. другой, прибежав на шум, тихонько смеется за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, начинает ссориться с братом. дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечет у себя, считая это занятие своеобразными «уроками морали». нахохлившись, сидит на скамье «сердитый, не похожий на себя цыганок», принимая по приказанию деда участие в экзекуции.
а есле нужно, коротко то:
почему эта сцена вызывает у алеши изумление? » — спросит читатель. важно, чтобы читатели вспомнили, какими были отношения между родителями алеши. обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. вот почему жизнь в доме деда кажется алеше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения
поэзия фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько \"летучее\" настроение поэта. фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. ему были чужды душевные бури и тревоги. поэт писал:
язык душевной непогоды
был непонятен для меня.
любовь для него — защита \"от вечного плеска и шума жизни\". в то же время любовная лирика фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. \"сердца напрасную дрожь\", \"мед благовонный любовной радости и пленительных снов\" \"поэт-чародей\", как себя называл фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор \"золотом вечным горит в песнопенье\".
еще одна тема лирики фета — природа. \"стремясь от людей утаиться\", он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: \"меж теми и мною какая-то связь родилась\".
\"природы тайный соглядатай\", он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий \"против бури\" ворон \"крылами машет тяжело\", как \"в росинке, чуть заметной\", отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, \"порывистые трели\" соловья. жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни фет имел право сказать о себе:
покуда на груди земной
хотя с трудом дышать я буду,
весь трепет жизни молодой
мне будет внятен отовсюду.
он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести природы, любил красоту родного пейзажа.
сын севера, люблю я шум лесной
и зелени растительную —
писал он в стихотворении \"италия\". италии он противопоставляет свою северную родину, где \"бархат степи зеленей\" ( и где \"смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей\". замечательная пейзажная лирика фета — лучшая часть его поэзии
бесспорным достоинством стихотворений фета является их певучесть и музыкальностью. эту особенность его творчества отметил великий композитор п. и. чайковский. \"можно сказать, — писал он, — что фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант\".