—"начало всех начал", истоки и корни классической , национальной художественной культуры. велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. она наполнена патриотическим пафосом1 служения земле, государству, родине.чтобы почувствовать духовные богатства древней , необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. — часть действительности, она занимает в народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.академик д.с. лихачев предлагает читателям мысленно перенестись в начальный период жизни руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в xi–xiii века. земля огромна, поселения в ней редки. человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: "земли незнаемой", "дикого поля", как называли их наши предки. чтобы пересечь из конца в конец землю, надо много дней провести на коне или в ладье. бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
《Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».