Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали - утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.
Булат Окуджава-сын репрессированного и расстрелянного в 37-м году партработника,мама-узник лагерей ГУЛАГА.Окуджава в 17-ть лет ушёл добровольцем на фронт и тема войны-это центральная тема его творчества.Первые песни Окуджава сочиняет на фронте и они посвящены солдатским подвигам и победе в ВОВ.В 1955 году вернулась мать из лагерей,началось время разоблачения культа Сталина и реабилитации жертв репрессий.Родители Окуджавы были полностью оправданы и Булат с матерью смогли вернуться домой в Москву.В 1957 году была написана "Песенка о солдатских сапогах",после 2-х летного осмысления всей страной Сталинских репрессий и его культа,перевернулось сознание целого поколения,разочарование в идеалах,целях.Окуджава пишет песню,посвящая её войне,но не только ВОВ,а войне власти,когда целые семьи пропадали из жизни,попав в поле зрения НКВД.Будучи ярким представителем интеллигенции,Окуджава делал акцент на глубокий смысл текста,красоту стихов,с акцентом мудрой грусти.Смысл песни,что уходя на фронт,солдаты шли на гибель,свято веря в идеалы,а в тылу партработники,сидевшие за спинами ушедших на фронт,творили беспредел.Оставшиеся в тылу,с тревогой смотрели"из под руки" на таких опасных людей,а солдаты на фронте,где тоже царил беспредел власти,"Уходит взвод в туман"-неясность будущего,"а ясней"-на фронте открывались многие невинные жертвы,целые штрафные батальоны невинно оговорённых людей.Люди теряли мужество в борьбе со своими,возвращаясь домой,после фронта или лагерей-они видели "вороньё",которое ломало их жизни и заставляло предавать близких людей,по навету НКВД.Вот и получалось-война по кругу,уходя на фронт,возвращались в дома,где поработало НКВД,многие не понимали,что происходит. "Воровство "-пропадали герои войны и не на войне,ломались судьбы людей.Машина власти пыталась нарушать память,вычёркивая не нужных власти людей. А мы рукой на вранье! А мы с надеждой в будущее - свет! Это издержки послевоенной эпохи,осуждали и после войны,забирая в лагеря.Смысл названия,всё вернётся на круги своя,нужно время для торжества справедливости,но для этого снова необходимо надевать сапоги и идти защищать свой дом.Поэтому и "затылки круглые" у тех,кого уводят на "новую войну."У людей украли веру в идеалы,которые оказались ложными,пустота и непонимание,за что?-вопрос без ответа.
Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали - утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.
А мы рукой на вранье!
А мы с надеждой в будущее - свет!
Это издержки послевоенной эпохи,осуждали и после войны,забирая в лагеря.Смысл названия,всё вернётся на круги своя,нужно время для торжества справедливости,но для этого снова необходимо надевать сапоги и идти защищать свой дом.Поэтому и "затылки круглые" у тех,кого уводят на "новую войну."У людей украли веру в идеалы,которые оказались ложными,пустота и непонимание,за что?-вопрос без ответа.