Вообще-то задавшему вопрос следовало бы привести эти эпизоды, чтобы не пришлось искать их в учебнике.
1 Апатия, равнодушие В первом эпизоде Петька Автор описывает обстановку в парикмахерской, которая никогда не меняется, как и петькина жизнь. Фразы "похоже один на другой, как два родные брата", "все те же зеркала", "одна и та же картина", "И утром, и вечером, и весь божий день" создают ощущение монотонности и безысходности. Описывая состояние мальчика, автор показывает, насколько нездорова такая жизнь для него, что десятилетний ребенок стал похож на "состарившегося карлика":"все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья", "глаза всегда сонные, рот полуоткрытый... Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки".
2 Довольство жизнью, счастье На даче Петька начинает вести себя так, как положено ребенку его возраста. Автор перечисляет, чем был занят мальчик, с кем он общается, и читатель понимает, что Петька доволен жизнью и счастлив. Жизнь в парикмахерской забыта как страшный сон.
3 Отчаяние В третьем эпизоде, когда Петьке сообщают, что ему придется вернуться в парикмахерскую, он вначале не понимает, о чем речь, потому что воспоминания о жизни изгладились из его памяти, превратившись, как пишет автор, в "призраков". Когда же Петька осознает, что счастливая жизнь на даче окончена и его снова ждет беспросветное существование, он впадает в отчаяние и кричит. Петька кричит от бессилия что-либо изменить. "...он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее."
Выделю несколько проблем: 1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка Бирюк крестьян, вырубающих деревья, с которыми он, кстати, находится в равных социальных условиях, так как сам такой же крепостной, – значит нарушит закон, защищающий собственность помещика; не нарушит закон человеколюбия. 2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу. 3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой. 4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.
1 Апатия, равнодушие
В первом эпизоде Петька Автор описывает обстановку в парикмахерской, которая никогда не меняется, как и петькина жизнь. Фразы "похоже один на другой, как два родные брата", "все те же зеркала", "одна и та же картина", "И утром, и вечером, и весь божий день" создают ощущение монотонности и безысходности. Описывая состояние мальчика, автор показывает, насколько нездорова такая жизнь для него, что десятилетний ребенок стал похож на "состарившегося карлика":"все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья", "глаза всегда сонные, рот полуоткрытый... Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки".
2 Довольство жизнью, счастье
На даче Петька начинает вести себя так, как положено ребенку его возраста. Автор перечисляет, чем был занят мальчик, с кем он общается, и читатель понимает, что Петька доволен жизнью и счастлив. Жизнь в парикмахерской забыта как страшный сон.
3 Отчаяние
В третьем эпизоде, когда Петьке сообщают, что ему придется вернуться в парикмахерскую, он вначале не понимает, о чем речь, потому что воспоминания о жизни изгладились из его памяти, превратившись, как пишет автор, в "призраков". Когда же Петька осознает, что счастливая жизнь на даче окончена и его снова ждет беспросветное существование, он впадает в отчаяние и кричит. Петька кричит от бессилия что-либо изменить. "...он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее."
1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка Бирюк крестьян, вырубающих деревья, с которыми он, кстати, находится в равных социальных условиях, так как сам такой же крепостной, – значит нарушит закон, защищающий собственность помещика; не нарушит закон человеколюбия.
2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.
3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.
4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.