Большая и красивая березка росла в лесу с тремя маленькими дочками-тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки дрожали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, мои дети, молния не заметит вас за моими ветвями». Не успела Береза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить ее, но она все-таки устояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она пошелестела: «Не бойтесь, мои дети, я с вами. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой ствол зарастет мхом, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы-матери рухнул, не задев ни одной из трех тонкоствольных дочек.
Вы видели в лесу возле березок поросший мхом и травой ствол березы? Если вы набредете в лесу на это место, присядьте отдохнуть на ствол Березы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
1. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль текста.
2. Определите, в какой части оно находится: вступление, основная часть, заключение.
Дубровский показан Пушкиным в одноименной повести как человек необычайно благородный. Да он много несчастий потерпел от Троекурова. Тот стал виновником смерти его отца, виновником разорения Дубровского, виновником того, что Дубровскому пришлось стать разбойником. Счет к Троекурову у Дубровского был весьма обширен и он горел жаждой справедливой мести.
Поэтому он ухватился за удобную возможность поселиться у Троекурова под видом учителя Дефоржа.
Но там он увидел Машу и в сердце Дубровского вспыхнула любовь. Теперь он уже не думал о месте, он думал только о Маше. Да и как мстить своему будущему тестю? Ведь убей он Троекурова, Маша ему бы этого не простила.
В падении настроя мести определяющую роль сыграла любовь, причем в данном романе она была несчастной. Поэтому Дубровский в Данном произведении, потерпел двойную неудачу, так как в силу того что в его жизни появилась Маша, он и не смог отомстить обидчику и виновнику в гибели отца Троекурову, а так же под конец остается с разбитым сердцем. Такое поражение происходит от того, что несмотря на то, что между Машей и Дубровским реально возникли подлинные чувства, она все же выбрала волю отца и обрекла на страдания в дальнейшем по жизни как себя, так и Дубровского.
Объяснение:
1. В романе Пушкина «Капитанская дочка» образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника. Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип.
Романный Пугачев – казак, самозванец, предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III. Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности. Так, в главе «Пугачевщина» приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле. Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: пленение и казнь Пугачева, например.
Но, безусловно, фигура Пугачева в «Капитанской дочке» не приравнивается к его историческому прототипу. В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов. В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.
Облик Емельяна Пугачева конкретен. Глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении. Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся. С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев напоминает оборотня, постичь сущность которого не дано никому.
Из бродяги этот герой легко превращается в «государя-императора». В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя. В таких главах романа, как «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота», метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж.
Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность. Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке.
Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.
Интересно, что образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева. В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.
Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.