На кордоне под лесным массивом находился небольшой поселок. Здесь было не много семей и всего три женщины. Мальчик жил с бабкой и дедом, его тетка была женой Орозкула, который всем руководил. Еще одна женщина была замужем за подсобным рабочим. Деда же звали Момун, он был очень приветлив, всегда старался услужить людям, ухаживал за скотом, работал на пасеке, но из-за мягкости характера им часто пользовались в своих целях и не проявляли уважения к пожилому человеку. Мальчик же жил со стариками, поскольку мать его бросила и уехала в город, а отец был матросом, но его он так ни разу и не увидел.
Иногда мальчик взбирался на гору по соседству, а оттуда смотрел на Иссык-Куль из бинокля, который принадлежал его деду. Вечером на озере можно было увидеть пароход, который всегда удивлял ребенка своей мощью и красотой. Больше всего судно напоминало мальчику про отца, потому он сидел там и мечтал о встрече с ним, о том как расскажет, о своей жизни на кордоне. По возвращению с горы мальчик любил пообщаться с дедушкой, который рассказывал разные сказки.
В одном из своих рассказов Момун поведал внуку об истории про киргизское племя, которое обосновалось у берегов Энесая. Но настали тяжелые времена и на поселок напали, разбойники убили всех жителей, остались в живых только двое: мальчик и девочка. Но их тоже нашли враги. Детей отдали старухе, которая должна была утопить их и покончить с киргизами. В последний момент из чащи леса появилась матка маралья. Она попросила отдать ей детей, чтобы заменить ими оленят, которых убили люди. Но старуха предупредила, что эти дети вырастут и станут охотниками, как те убийцы. Тем не менее, олениха забрала детей и увела на Иссык-Куль. Спустя время мальчик и девочка выросли, они полюбили друг друга и стали мужем и женой. Женщина забеременела. Когда у нее начались схватки, мужчина перепугался и решил позвать мать-олениху. Та принесла на себе колыбель и колокольчик, а после женщина родила. Ребеночка назвали в честь оленихи – Бугубай. Именно от него начался большой род Бугу. Но со временем люди начали использовать оленьи рога, чтобы украшать могилы богачей, потому практически всех маралов выбили и леса опустели, с ними ушла и мать-олениха, сказав напоследок, что более не вернется в эти места.
После зимы настала пора расплачиваться за подношения. Орозкул не рад был, что ему приходилось таскать тяжести, и он желал отправиться в город, где уважают всех людей, где все были культурными. Но он понимал, что там будет милиция и инспекция, которые спросят, откуда у него столько добра и где он бревна берет. От таких мыслей мужчина переполнялся злобой, что хотелось явиться домой и избить жену, но они были далеко от селения. Таща ношу пополам с Момуном, мужчина все время с ним ругался, поскольку дед пытался отпроситься от работы, чтобы забрать мальчика со школы. В итоге Момун все бросил и ушел, не смотря даже на то, что ему в кровь разбили лицо.
Когда дед с ребенком вернулись домой, они узнали, что Орозкул избил жену и теперь хочет уволить Момуна, а единственным выходом является попросить прощения у начальника за неподчинение. Так дед и сделал. К тому времени у леса было замечено несколько маралов, которые вольно ходили и никого не боялись. Вечером мальчик увидел, что у казана с похлебкой, от которой пахло мясом, сидит пьяный дед, его начальник и посторонний мужчина. У стены сарая ребенок увидел голову оленя и очень испугался, но не стал бежать. За ужином его сильно тошнило, он думал о матерее-оленихе и не мог больше находиться в присутствии убийц. Мальчик решил, что он теперь должен стать рыбой, чтобы больше никогда не вернуться на кордон. Потому ребенок спустился к реке и зашел в воду.
На кордоне под лесным массивом находился небольшой поселок. Здесь было не много семей и всего три женщины. Мальчик жил с бабкой и дедом, его тетка была женой Орозкула, который всем руководил. Еще одна женщина была замужем за подсобным рабочим. Деда же звали Момун, он был очень приветлив, всегда старался услужить людям, ухаживал за скотом, работал на пасеке, но из-за мягкости характера им часто пользовались в своих целях и не проявляли уважения к пожилому человеку. Мальчик же жил со стариками, поскольку мать его бросила и уехала в город, а отец был матросом, но его он так ни разу и не увидел.
Иногда мальчик взбирался на гору по соседству, а оттуда смотрел на Иссык-Куль из бинокля, который принадлежал его деду. Вечером на озере можно было увидеть пароход, который всегда удивлял ребенка своей мощью и красотой. Больше всего судно напоминало мальчику про отца, потому он сидел там и мечтал о встрече с ним, о том как расскажет, о своей жизни на кордоне. По возвращению с горы мальчик любил пообщаться с дедушкой, который рассказывал разные сказки.
В одном из своих рассказов Момун поведал внуку об истории про киргизское племя, которое обосновалось у берегов Энесая. Но настали тяжелые времена и на поселок напали, разбойники убили всех жителей, остались в живых только двое: мальчик и девочка. Но их тоже нашли враги. Детей отдали старухе, которая должна была утопить их и покончить с киргизами. В последний момент из чащи леса появилась матка маралья. Она попросила отдать ей детей, чтобы заменить ими оленят, которых убили люди. Но старуха предупредила, что эти дети вырастут и станут охотниками, как те убийцы. Тем не менее, олениха забрала детей и увела на Иссык-Куль. Спустя время мальчик и девочка выросли, они полюбили друг друга и стали мужем и женой. Женщина забеременела. Когда у нее начались схватки, мужчина перепугался и решил позвать мать-олениху. Та принесла на себе колыбель и колокольчик, а после женщина родила. Ребеночка назвали в честь оленихи – Бугубай. Именно от него начался большой род Бугу. Но со временем люди начали использовать оленьи рога, чтобы украшать могилы богачей, потому практически всех маралов выбили и леса опустели, с ними ушла и мать-олениха, сказав напоследок, что более не вернется в эти места.
После зимы настала пора расплачиваться за подношения. Орозкул не рад был, что ему приходилось таскать тяжести, и он желал отправиться в город, где уважают всех людей, где все были культурными. Но он понимал, что там будет милиция и инспекция, которые спросят, откуда у него столько добра и где он бревна берет. От таких мыслей мужчина переполнялся злобой, что хотелось явиться домой и избить жену, но они были далеко от селения. Таща ношу пополам с Момуном, мужчина все время с ним ругался, поскольку дед пытался отпроситься от работы, чтобы забрать мальчика со школы. В итоге Момун все бросил и ушел, не смотря даже на то, что ему в кровь разбили лицо.
Когда дед с ребенком вернулись домой, они узнали, что Орозкул избил жену и теперь хочет уволить Момуна, а единственным выходом является попросить прощения у начальника за неподчинение. Так дед и сделал. К тому времени у леса было замечено несколько маралов, которые вольно ходили и никого не боялись. Вечером мальчик увидел, что у казана с похлебкой, от которой пахло мясом, сидит пьяный дед, его начальник и посторонний мужчина. У стены сарая ребенок увидел голову оленя и очень испугался, но не стал бежать. За ужином его сильно тошнило, он думал о матерее-оленихе и не мог больше находиться в присутствии убийц. Мальчик решил, что он теперь должен стать рыбой, чтобы больше никогда не вернуться на кордон. Потому ребенок спустился к реке и зашел в воду.