В августе 1830 года А. С. Пушкин отправился из Петербурга в родовое имение отца Болдино и задержался там на осень. Этот период творчества поэта получил название Болдинской осени, во время которой были созданы многие пушкинские шедевры, в том числе «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель» — это история жизни «маленького человека» — станционного смотрителя Самсона Вырина. Пушкин не случайно вынес в название повести не имя героя, а его должность. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». О службе смотрителей рассказчик говорит, что это настоящая каторга: «покоя ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе». И при этом смотрители «люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не... сребролюбивые». Не в этом ли причина разыгравшейся трагедии? Проезжий гусар без особых усилий ради собственной прихоти увез из дома Самсона его любимую дочь Дуню, единственную его радость и утеху в жизни, разрушил их тихое счастье. От горя Самсон Вырин заболел. Оправившись от сильной горячки, Самсон Вырин решил поехать в Петербург за своей дочерью. Но его решимости хватило только на то, чтобы просить обидчика о «божеской милости» — отдать ему дочь. После того как Минский прогнал старика, смотритель «махнул на все рукой и решил отступиться». Вскоре он умер, так и не дождавшись возвращения своей любимой Дуни. В этой повести Пушкин показал трагедию «маленького человека». Мы видим, как постоянное смирение унижает человека, вытравляет в нем гордость и достоинство, превращает в раба, покорного всем ударам судьбы и не ей противостоять.
Великую Отечественную войну Кривоногов в действующих войсках, вместе с войсками страшный и героический путь от Волоколамска до Берлина, создавал зарисовки и картины. Во время войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, "пропахавших по-пластунски пол-Европы". "Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце", - скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге. Но назовут потом. Картина "Победа" этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.
"Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце", - скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге. Но назовут потом. Картина "Победа" этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.