Айтыс - это - - Насыщенное, объемное поэтическое произведение, в основном стихотворное повествование.
- наиболее распространенный жанр музыкальных произведений, распространенное произведение искусства музыки и поэзии.
- устоявшийся жанр поэзии в устной литературе, дебаты перед коллективом, конкурс стихов.
Основной конфликт поэмы — конфликт между государством и личностью. Воплощается он прежде всего в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения.
Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра. Автор изображает два лика императора, во вступлении Петр — человек и государственный деятель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Им руководит идея блага Отечества, а не произвол. Он понимает историческую закономерность и предстает как решительный, деятельный, мудрый правитель.
В основной части поэмы Петр — памятник первому русскому императору, символизирующий самодержавную власть, готовый подавить любой протест:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Конфликт истории и личности раскрывается через изображение судьбы обыкновенного человека. Хотя Евгения исследователи не включают в галерею «маленьких людей» , тем не менее некоторые типические черты таких героев находим в этом образе. Евгений лишен индивидуальности. Петр I становится для него тем «значительным лицом» , которое появляется в жизни любого «маленького человека» , чтобы разрушить его счастье.
Величие, государственный масштаб образа Петра и ничтожность ограниченность кругом личных забот Евгения подчеркивается композиционно. Монолог Петра во вступлении («И думал он: Отсель грозить мы будем шведу...» ) противопоставлен «думам» Евгения («О чем же думал он? о том, / Что был он беден...») .
Конфликт поддерживается стилистически. Вступление, эпизоды связанные с «кумиром на бронзовом коне» , выдержаны в традиции оды — самого государственного жанра. Там, где речь идет о Евгении, господствует прозаичность.
Противостояние человека и власти, личности и государства — вечная проблема, однозначное решение которой Пушкин считает невозможным.
Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература в то неспокойное время?
Полтора века назад российский регион вряд ли можно было бы назвать спокойным. На самом деле именно тогда русский народ начал сражаться за свою свободу, сначала от царской воли, определявшей вопросы жизни и смерти, а потом и от эксплуатации со стороны крупных капиталистов, пришедших в страну.
Когда освобождение от самого настоящего рабства, коим было крепостное право, не принесло людям удовлетворения, так как повсеместная эксплуатация человека продолжилась. Это, в свою очередь, привело к тому, что народное негодование привело к расцвету в стране коммунистических идей, давших свои плоды через несколько десятилетий.
Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем, сказав лишь то, что события, имевшие место тогда, так или иначе отразились и на сегодняшней действительности. Они стали предпосылками тому, что Россия сейчас является такой, какой мы ее видим, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
Теперь вы можете представить себе, какого было наблюдать все эти эпохальные события современникам, которые могли не только констатировать факты происходящих в стране изменений, но и делать выводы о том, как это будет сказываться на России в будущем. Интеллектуалы, вроде писателей и поэтов в те далекие времени сильно переживали происходящее. И именно эта стрессовая ситуация в общества в свое время и могла стать тем катализатором, который позволил выйти в свет действительно уникальным по своей силе и значению произведениям литературы.