«Аяз би» ертегісі, «Аяз би» ертегісіндегі әлеуметтік-қоғамдық мәселе Ертегі кейіпкерлерінің бойындағы қасиеттеріне байланысты 5 мақал-мәтел жаз және оны есіңе
сақтап ал! Мысалы: адамның жақсы, қайырымды, кішіпейілділік, ақылды т.б. қасиеттері
жайында.
Я могу с уверенностью сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. Мне нравятся все его стихи. Это признанный мастер слова.
Мне нравятся стихи Лермонтова за то, что они заставляют задуматься о жизни. Недавно я прочел стих под названием “Молитва”. В нем говорится о том, что человек постоянно сталкивается в жизни с трудностями, однако нужно найти в себе силы и очистить свою душу при молитвы.
Сердце сжимается от тихой грусти, когда я читаю стих Лермонтова “Тучи”. Я представляю, как душа поэта мчится, не зная покоя, в “сторону южную”. Если задуматься, то каждый человек в определенные периоды своей жизни не может найти душевное пристанище.
Творчество Лермонтова – это бесценное сокровище русской литературы. Мне нравится, что в стихах Михаила Юрьевича описываются трудности, с которыми сталкивается каждый человек.
В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятии? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Радцой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Во на во отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».
Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; ...окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море...».
Безусловно, романтическое начало заключено в героях красивой легенды — молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни. Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.