Автор/
произведение Художественная идея
Г.Тукай
«Родная деревня»
А.А.Ахматова
«Мне голос был. Он звал утешно…»
М.И.Цветаева
«Рябину рубили…»
И.С.Северянин
«Запевка»
Н.М.Рубцов
«В горнице»
Я.В.Смеляков
«История»
А.И.Фатьянов
«Давно мы дома не были…»
А.Я.Яшин
«Не разлучился ль ходить за плугом?..»
К.Ш.Кулиев
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г.Гамзатов
«В горах джигиты ссорились бывало…», «Мой Дагестан»
А.А.Вознесенский
«Муромский дуб»
А.Д.Дементьев «Волга»
Ну и, конечно, трагедия в том, что потерял всех, кого любил. Из большой мелиховской семьи только он, сестра Дуняшка, да сын остались.
"...Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.. .
Это было все. что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром". Так заканчивается роман.
труд:В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.
С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю.