Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике», они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик. Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны. Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба». Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется», заманить предателя в лес и как следует отлупить его. Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку». Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь. В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой. Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке, и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать». Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика. Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя». День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости. Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!
Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы.. . везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны» . Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись.. . всего чаще под тению столетних дубов.. . – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе.. . Между тем блеснула молния и грянул гром... » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море» , разливается «по восточному небу» , передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом» , являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.
Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике», они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик. Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны. Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба». Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется», заманить предателя в лес и как следует отлупить его. Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку». Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь. В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой. Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке, и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать». Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика. Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя». День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости. Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!
Объяснение:
В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы.. . везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны» . Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись.. . всего чаще под тению столетних дубов.. . – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе.. . Между тем блеснула молния и грянул гром... » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море» , разливается «по восточному небу» , передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом» , являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.