1. больше полутора веков исполнилось с момента написания пушкиным "сказки о рыбаке и рыбке". однако большинство нелепостей, объявлявшихся в недалеком прошлом, — "мы призваны покорить природу" или, более того, "мы не можем ждать милостей от природы, взять их — наша ", — точно предсказаны неудачливой пушкинской старухой: не хочу быть вольной царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в окияне-море, чтобы служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках. богатейший мир природы, ее гармония и красота обнаруживаются и раскрываются в творениях п. бажова, а. кольцова, и. тургенева, и. никитина, к. паустовского. если в творчестве писателей xix в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве м. пришвина уже появляются тревожные ноты. юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. а пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому? чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "лесной капели", — найти "ключ к собственной душе".
Николай васильевич гоголь окончил нежинскую гимназию в июне 1828 года, а в декабре вместе с другом а. с. данилевским (1809-1888гг, в последствии директор полтавских училищ) отправился в петербург с надеждой начать широкую деятельность. начался петербургский период жизни и творчества н. в. гоголя. столица российской империи его разочаровала, службу получить не удалось, поэтому, испытывая денежные затруднения, гоголь делает первые пробы. однако первые пробы оказались неудачными, критика встретила появление поэмы едкими насмешками, что усилило тяжелое настроение гоголя, который болезненно пережил фиаско. скупив поступившие в продажу экземпляры, в июне 1829 года он почти полностью сжег нераспроданный тираж и спешно бежал за границу, в германию, но через два месяца вернулся в петербург. к теме петербурга обращались многие поэты и писатели. в этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой россии, символ ее будущего. однако отношение к петербургу в сознании всегда было двойственным. одни видели в нем гордый “град петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. за парадной пышностью петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. город равнодушен к судьбе “маленького человека”. эта мысль получила блестящее развитие в творчестве н. в. гоголя. автор “носа”, “записок сумасшедшего”, “невского проспекта”, “шинели” создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. гоголевский петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску невского проспекта. красота главной улицы призрачна и обманчива. она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “о, не верьте этому невскому проспекту! . все обман, все мечта, все не то, чем кажется! ” — восклицает н. гоголь. за внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. кончает жизнь самоубийством художник пискарев, не выдержавший столкновения с реальным петербургом. в городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами. но враждебнее всего относится петербург к “маленькому человеку”. в “записках сумасшедшего” н. гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”.петербург н. в. гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. здесь возможны самые необыкновенные происшествия. исчезнувший нос майора ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. все сдвинуто в мире. всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. точно подмечает а. герцен одну важную особенность северной столицы: “в судьбе петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями н. в. гоголя.