Анализ стихотворения "тройка" (1846) н. а. некрасова по плану. 1. время, место написания, создания. 2. жанр. 3. чувства выраженные лирическим героем стихотворения. 4. движение авторской мысли, чувства, он начала к концу стихотворения. 5. звуковой фон стихотворения. 6. цветовой фон стихотворения. 7. категория времени в стихотворении. 8. поэтическая лексика. 9. поэтический синтаксис и фигуры речи. 10. ассоциации вызываемые данным стихотворением. 11. личное отношение.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой лирический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясняется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
Но, начиная с третьей строфы, передается особенность речи крестьянской девушки, её окружения:
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь..,
Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики Н.А. Некрасова, Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини»