Анализ стихотворения Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева “ЛИСТЬЯ* и М.Ю. Лермонтова <с Листок>>. Выполните задания 1-6.
ответом к заданиям 1-5 является слово или словосочетание.
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в
росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
3ефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим...
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
(Ф.И. Тютчев)
1. К какому роду литературы относится стихотворение Ф.И. Тютчева “Листья?
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2. Назовите художественный приём, использованный поэтом: “зелень, Как иглы ежа”.
ответ: -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, придающие монологу особую эмоциональность:
<<Так что же нам даром Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними И нам улететь!.. >>?
ответ: -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. Какой приём использует автор в строках: “0 буйные ветры, Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите…”?
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5. Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
к заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5-7 предложений.
6. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”, в котором, как и в тютчевском, значительное место отведено рассказу о жизни природы.
Почему эти стихотворения нельзя отнести к пейзажной лирике? О чём ещё они заставляют задуматься?
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял
он от холода, зноя и горя;
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: “Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”
<(На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и жёлт, - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я
ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море>>.
(М.Ю. Лермонтов)
ответ:
"О дуэли Онегина с Ленским:
Ленский и Онегин были приглашены к Лариным. Онегин был не рад этому приглашению, но Ленский уговаривал его поехать.
На обеде у Лариных, что бы заставить Ленского ревновать, Онегин начал ухаживать за Ольгой (Ленскому она нравилась).
Ленский вызывает его на дуэль, все заканчивается смертью Ленского, а Онегин покидает деревню."
"О письме Татьяны:
Как бы Онегин встрестил эту женщину, он воспылал любовью к ней, она ему отказала потому-что хотела остаться верной мужу. А муж ее был князь, она Важная дама. "
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.
- Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)
- Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)
- Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)
- Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)
- Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)
- Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)
Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны — кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».- Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)
- Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)
- Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)
- Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Образ матушки.- Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)
- В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)
- Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)