АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ОЛЬКИНОЙ
1) ТЕМА
2) ИДЕЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
3) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Я в лесу была сегодня
И с ведром и с топором,
Но топор мой не был поднят,
Дело кончилось добром.
Возвратилась я под крышу,
Лёг топор в своё гнездо,
Но и дома будто слышу
Той берёзы робкий вздох,
Той – одной из трёх берёзок,
Трёх подружек, трёх сестёр:
Тело бело, ноги босы...
И – осёкся мой топор.
И стояла рохля рохлей –
Не по мне такая роль...
Даже в горле пересохло
И по сердцу боль.
Не умею быть жестокой,
Резать, ранить, убивать,
И берёзового соку
Мне, конечно, не пивать.
Я воды из тёплой лужи
Близ берёзок напилась,
И была она не хуже,
Чем берёзовая сласть,
Мне вослед – ветвей качанье,
Еле слышный вздох лесной,
Облегчённый, изначальный,
Благодарный и живой.
Название: Левша.
Жанр: Сказ.
Основные герои: Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник; Платов-атаман Войска Донского, генерал от кавалерии;
Александр I- российский император (1801-1825)
Николай I- российский император (1825-1855)
Полшнипер-моряк с английского судна;
Чернышёв-граф, военный министр (1832-1852)
Мартын-Сольский (Сольский)- доктор медицины, тайный советник;
Кисельвроде (Нессельроде) - граф, государственный канцлер (1844-1862)
Сюжет: В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году[3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Цитаты: ...Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.
...но как левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась, то он, не евши, этим одним себя поддерживал и на всю Европу русские песни пел, только припев делал по-иностранному: «Ай люли — се тре жули».
1 Ольга - молодая женщина. В ее мире нет работы или службы, нет даже любимого занятия. Она сидит дома, создавая быт, в котором все сводится к ожиданию любимого мужа с работы. Нет даже ребенка. Все отсутствующее в ее жизни заполняют вещи, на приобретение которых героиню "толкает воротник". С вещами меняется и стиль жизни. Сюда добавляются развлечения: рестораны, флирт, легкомысленное поведение и ложь. Это разрушает мир Ольги.
2 Финал рассказа печален и предсказуем. Образ утонченной девушки из начала произведений сменяется легкомысленной и развязной мещанкой, смысл жизни которой деньги, вещи и развлечения. Такая жена не нужна в порядочной семье. Честный муж уходит от нее и переезжает в другой город, подальше от «мещанской заразы». ...