Анализ стихотворения "Мой край огромным не зови..." Расул Гамзатов
— Мой край огромным не зови,—
На карте он птенцом нахохлился...
Но в мире есть страна любви!
Страна любви, где ты находишься?..
— Я — здесь. Я — всюду и всегда.
Я в сердце — счастьем и страданием.
Звездой в твоих глазах, когда
Спешишь к любимой на свидание...
— Но я родился не вчера
В краю, где каждый разбирается,
Что и высокая гора
На твердь земную опирается.
На что же обопрешься ты,
Мой Цадастан, страна нетленная?..
— На крылья песни и мечты!
Моя обитель — вся Вселенная...
— Но существуют рубежи
Меж суверенными державами!
А с кем граничишь ты, скажи?
Мне знать об этом не мешало бы..
— Меня на части не дели.
Запомни: будто солнце светлое,
Над континентами Земли
Летит любовь, границ не ведая!..
— Свой дом я защищал не раз,
Оборонял свой край пылающий.
Но неужели нужен страж
Стране любви неумирающей?..
— Да! Есть и у любви враги.
Ты береги любовь Как драгоценность, береги
От всех, кто на нее позарится.
Когда я прочитал “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери, меня удивило, что автор, человек сознательный, взрослый, боится стать таким, как взрослые, которых волнуют только цифры. Именно поэтому он купил “ящик с красками и цветные карандаши”. Автор глубоко чувствует Маленького принца, поэтому он переживает за него, когда тот думает о баобабах.
И сразу появляется понимание того, что в нем живет еще маленький мальчик, которого не поняли взрослые.
Понемногу он понимает, что жизнь Маленького принца печальна и однообразна. И
долгое время у того было одно-единственное развлечение – любоваться закатом. “.. .Знаешь… Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…” Затем у Маленького принца пророс цветок “из зерна, занесенного неведомо откуда”. Этот цветок был очень гордым и обидчивым.
Маленький принц “не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки”. Мальчик рад был служить цветку: с удовольствием поливал каждый день ключевой водой, надевал на ночь колпак.
Но в нем пробудились сомнения. Маленький принц воспринимал пустые слова цветка близко к сердцу и
стал чувствовать себя несчастным, хотя нужно было наслаждаться благоуханием цветка. “Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь.
Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить”.
Мальчик решил странствовать с перелетными птицами, потому что он не знал еще, что приручил этот цветок и должен за ним ухаживать. Маленький принц решил посетить ближайшие астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. На первом астероиде жил король, облаченный в пурпур и горностай.
Покидая астероид, мальчик подумал: “Странный народ эти взрослые”. На втором жил честолюбец. Сбегая от него, он подумал: “Право же, взрослые – очень странные люди”. На третьем астероиде жил пьяница.
Уходя от него, Маленький принц задумался: “Да, право же, взрослые очень, очень странный народ”, и продолжил путь. На четвертом астероиде жил делец. Продолжая свой путь, мальчик говорил себе: “Нет, взрослые и правда поразительный народ”. Пятая планета была настолько мала, что вмещала только фонарь да фонарщика.
Покидая планету, он подумал: “Вот бы с кем подружиться. Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…” На шестом астероиде жил географ, который дал Маленькому принцу совет посетить планету Земля. Тем самым, по моему мнению, Сент-Экзюпери хотел нам показать отличие взрослых людей от маленьких, у которых еще ограничен кругозор, но уже есть свои заботы в своем маленьком мирке, где взрослым с их цифрами нет места.
Итак, седьмой планетой, которую посетил Маленький принц, была Земля. На ней он не увидел ни души, что его очень удивило. Но тут же в песке заприметил “колечко цвета лунного луча”, которое все время говорило загадками. “Я решаю все загадки”, – сказала змея.
Когда он набрел на розы, которые все были похожи на его цветок, он почувствовал себя очень-очень несчастным и молвил про себя: “Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было, что роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда… Какой же я после этого принц?” Он лег в траву и зарыдал. Только Лис открыл ему основную истину: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Тогда Маленький принц осознал, что его красавица роза – единственная в мире, потому что именно ее он каждое утро поливал родниковой водой, укрывал колпаком от холода и оберегал. Так он осознал, что именно он в ответе за свою розу. Мальчик трогателен, и очень трогательна его верность своему цветку.
Напоследок Маленький принц подарил автору свой смех: “Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо.
А ты им скажешь: “Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!” И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю… Знаешь… Моя роза…
Я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая У нее только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…”
Ни один взрослый не поймет никогда, насколько бывает важно с себя: а жива ли та роза или вдруг барашек съел ее? И, может быть, я стану таким же, как взрослые, которые любят только цифры и которые вдруг могут закрыть розу стеклянным колпаком или не за барашком, когда стану старше? “Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
Но глаза слепы. Искать надо сердцем”. И кто знает…
Объяснение:
ВЗЯЛА С ИНТЕРНЕТА
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
Приручить - сделать близким. Если ты с кем-то подружился - ты за него отвечаешь, т. е. должен во всём оберегать, быть чутким к его проблемам. Если ему плохо - ты в ответе.
В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
Приручение – обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.
– А можно ли увидеть эти узы?
Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью. Лис говорит мудрые слова, заставляет героя и читателя задуматься над проблемой дружбы и ответственности. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь... Надо запастись терпением». Получается, чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавая самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.
– За кого в ответе Маленький принц? За Розу, за планету
– Почему? Без него они погибнут!
Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил. Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.