В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
2. Беседа
Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
(Эти слова записаны на доске.)
- Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
- Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
- А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
- Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
Давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.
3. Сообщение учащегося
(Индивидуальное д/з.)
В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.
- Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?
(Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны - развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)
4. Учитель
- Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (ответы учащихся.)
Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
- Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
5. Приём “хорошо – плохо”
- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (ответы учащихся.)
- Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:
2) Метафоры: Вот список блюд, которыми он питался и которые поглощали три четверти его дохода. Знаменитый рыцарь Дон-Кихот Ламанчский, стряхнув с себя оковы сна, оседлал своего верного Росинанта. Так как наш герой витал в сказочном мире фантазий и грез, навеянных на него чтением глупых книг, то жалкая харчевня тотчас же преобразилась в его глазах в великолепный замок.
3) Олицетворения: Картон, разумеется, не мог устоять, и шлем развалился.
4) Сравнения: ...подали пару очень плохих, сухих как щепки рыб и кусок грубого черного хлеба. Видя, как ему неловко открывать рот, одна из женщин сжалилась над ним, стала резать рыбу маленькими кусками и кормить его как ребенка. Барахтаясь в пыли, как жук, упавший на спину, он, однако, без всякого смущения кричал хохотавшим купцам...
ответ: и так 8 класс
В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
2. Беседа
Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
(Эти слова записаны на доске.)
- Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
- Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
- А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
- Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
Давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.
3. Сообщение учащегося
(Индивидуальное д/з.)
В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.
- Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?
(Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны - развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)
4. Учитель
- Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (ответы учащихся.)
Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
- Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
5. Приём “хорошо – плохо”
- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (ответы учащихся.)
- Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:
Объяснение:
Назовите эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения из книги Сервантеса "Дон Кихот" ( каждого по 2)
1) Эпитеты: дряхлой лошади, от витиеватых фраз, славный рыцарь, свирепых великанов
2) Метафоры: Вот список блюд, которыми он питался и которые поглощали три четверти его дохода. Знаменитый рыцарь Дон-Кихот Ламанчский, стряхнув с себя оковы сна, оседлал своего верного Росинанта. Так как наш герой витал в сказочном мире фантазий и грез, навеянных на него чтением глупых книг, то жалкая харчевня тотчас же преобразилась в его глазах в великолепный замок.
3) Олицетворения: Картон, разумеется, не мог устоять, и шлем развалился.
4) Сравнения: ...подали пару очень плохих, сухих как щепки рыб и кусок грубого черного хлеба. Видя, как ему неловко открывать рот, одна из женщин сжалилась над ним, стала резать рыбу маленькими кусками и кормить его как ребенка. Барахтаясь в пыли, как жук, упавший на спину, он, однако, без всякого смущения кричал хохотавшим купцам...