Поэзия Д. В. Веневитинова - одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы. Войдя в историю как создатель одного из направлений в русском романтизме - любомудрия, Веневитинов не был обойден вниманием критики. Но работ, посвященных его творчеству, совсем немного. Основной интерес исследователей сосредоточен на теоретических статьях поэта. Обращение к его лирике чаще всего связано со стремлением увидеть художественное воплощение теоретических постулатов. Традиционно в творчестве Веневитинова выделяется ряд тем, наиболее полно отражающих философские воззрения поэта: тайны бытия, человек и природа, высокое предназначение поэта. Философский характер лирики Веневитинова определяется страстью к познанию мира и человека, тайн духа и природы, связи времен. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. У него было все еще впереди. Но и то, что он сделал - что успел сделать,- не осталось бесплодным для истории русской поэзии и русской культуры. Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в старинной дворянской семье, получил превосходное домашнее образование, серьезно занимался музыкой и живописью, знал в совершенстве несколько языков, в том числе древнегреческий, и читал в подлинниках философов Этот интерес наложил свой отпечаток на его поэзию. Семнадцати лет он стал посещать лекции в университете. Еще в студенческие годы стал душой и центром кружка молодых людей, интересовавшихся главным образом философией и литературой, и называвших себя "любомудрами". В 1824 году, по окончании университетского курса, Веневитинов поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Судьба готовила Веневитинову тяжелое испытание. В конце октября 1826 года Веневитинов уехал в Петербург на место новой службы. При въезде в город поэт, и без того не отличавшийся крепким здоровьем, был арестован, до и день-два продержан на сырой гауптвахте. Зимой 1828 года он вновь простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного, что жить Веневитинову остается несколько часов. Сообщить умирающему эту страшную весть выпало А. Хомякову - поэту, публицисту, будущему славянофилу. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный З. Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы или в день смерти. Этот перстень был найден при раскопках Геркуланума, погибшего при извержении Везувия одновременно с Помпеями. Второго апреля 1827 года Пушкин и А. Мицкевич "провожали гроб Веневитинова и плакали об нем, как и другие". Пушкин глубоко сожалел, что "так рано умер чудный поэт". Современники передают восклицание Пушкина: "Как вы допустили его смерть". В 30-х годах XX века, когда началась реконструкция Москвы, многие монастыри столицы были намечены к сносу, в том числе Симонов, в котором покоились останки Веневитинова. Прах поэта решили перезахоронить на Новодевичьем кладбище. При вскрытие могилы был найден перстень. Сейчас "любви глашатай вековой" хранится в Государственном литературном музее. Владимир Орлов предполагает, что обстоятельства смерти Веневитинова не до конца исследованы. Он выдвинул точку зрения, что поэт покончил жизнь самоубийством. Данная точка зрения представляется нам ошибочной. С 1829 г., после выхода в свет первой книги стихотворений Веневитинова, появляются более или менее подробные литературно-критические оценки его поэтического наследия. В 1830 г. в "Обозрении русской литературы за 1829 г." о Веневитинове пишет И. В. Киреевский: "Но среди молодых поэтов, напитанных великими писателями Германии, более всех блестел и отличался покойный Д. В. Веневитинов... Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философии. Кто вдумается с любовью в сочинения Веневитинова <...>, тот узнает философа, проникнутого откровением своего века; тот узнает поэта глубокого, самобытного, которого каждое чувство освещено мыслью, каждая мысль согрета сердцем..."
Философский характер лирики Веневитинова определяется страстью к познанию мира и человека, тайн духа и природы, связи времен.
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. У него было все еще впереди. Но и то, что он сделал - что успел сделать,- не осталось бесплодным для истории русской поэзии и русской культуры.
Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в старинной дворянской семье, получил превосходное домашнее образование, серьезно занимался музыкой и живописью, знал в совершенстве несколько языков, в том числе древнегреческий, и читал в подлинниках философов Этот интерес наложил свой отпечаток на его поэзию.
Семнадцати лет он стал посещать лекции в университете. Еще в студенческие годы стал душой и центром кружка молодых людей, интересовавшихся главным образом философией и литературой, и называвших себя "любомудрами".
В 1824 году, по окончании университетского курса, Веневитинов поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.
Судьба готовила Веневитинову тяжелое испытание. В конце октября 1826 года Веневитинов уехал в Петербург на место новой службы. При въезде в город поэт, и без того не отличавшийся крепким здоровьем, был арестован, до и день-два продержан на сырой гауптвахте. Зимой 1828 года он вновь простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного, что жить Веневитинову остается несколько часов. Сообщить умирающему эту страшную весть выпало А. Хомякову - поэту, публицисту, будущему славянофилу. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный З. Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы или в день смерти. Этот перстень был найден при раскопках Геркуланума, погибшего при извержении Везувия одновременно с Помпеями.
Второго апреля 1827 года Пушкин и А. Мицкевич "провожали гроб Веневитинова и плакали об нем, как и другие". Пушкин глубоко сожалел, что "так рано умер чудный поэт". Современники передают восклицание Пушкина: "Как вы допустили его смерть".
В 30-х годах XX века, когда началась реконструкция Москвы, многие монастыри столицы были намечены к сносу, в том числе Симонов, в котором покоились останки Веневитинова. Прах поэта решили перезахоронить на Новодевичьем кладбище. При вскрытие могилы был найден перстень. Сейчас "любви глашатай вековой" хранится в Государственном литературном музее.
Владимир Орлов предполагает, что обстоятельства смерти Веневитинова не до конца исследованы. Он выдвинул точку зрения, что поэт покончил жизнь самоубийством. Данная точка зрения представляется нам ошибочной.
С 1829 г., после выхода в свет первой книги стихотворений Веневитинова, появляются более или менее подробные литературно-критические оценки его поэтического наследия. В 1830 г. в "Обозрении русской литературы за 1829 г." о Веневитинове пишет И. В. Киреевский: "Но среди молодых поэтов, напитанных великими писателями Германии, более всех блестел и отличался покойный Д. В. Веневитинов... Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философии. Кто вдумается с любовью в сочинения Веневитинова <...>, тот узнает философа, проникнутого откровением своего века; тот узнает поэта глубокого, самобытного, которого каждое чувство освещено мыслью, каждая мысль согрета сердцем..."