Стихотворение «Огонь» впервые было опубликовано в шестой книге сборника стихотворений, который выпускало издательство «Знание» в Санкт-Петербурге. Тогда, в 1905 году, оно даже не имело названия. В современных книгах под произведением значится дата «1903-1905», поэтому определить, когда именно оно было написано и в связи с этим, с чем связано, весьма трудно. С определенной уверенностью можно сказать, что поэта в это время занимали не самые светлые мысли. Во многих произведениях этого периода звучит тема одиночества, скорби. Часто в стихотворениях автор размышляет о смерти, о тщетной суете и смысле человеческого существования. Через мрачные образы далеких холодных звезд, одиноких келий и гробниц, пустынных скал, которыми наполнены стихи 1903-1905 годов, поэт передает свое тягостное настроение и делится переживаниями. «Огонь» — это одно из таких безрадостных размышлений. С одной стороны, это живописная, хотя и выполненная в сумрачных тонах, зарисовка. Иван Алексеевич Бунин рисует ночной пейзаж: перед читателем густой хвойный бор, такой черный, что не разобрать стволов и ветвей. Где-то в отдалении шумит море, ветер доносит его холод и отзвуки волн. И вот, едва заметно меж деревьев поблескивают искры кем-то оставленного костра. Может, это заблудившийся путник развел его, чтобы подать сигнал в ночи. Или охотники, которые отогрелись и отправились дальше. Приветливый огонь сослужил свою службу, а теперь он оставлен, слаб, и вот-вот погаснет на промозглом ветру. Но что, если этот грустный образ – не простодушное изображение впечатлившей картины, а метафора человеческой души? Что костер – это символ брошенного забытого человека. Возможно, автор здесь говорит о себе. Это он, как костер, покинут и одинок. Вокруг него полно людей, на что указывает образ густого леса, но ему все равно тоскливо. Вдруг, как прохладный морской ветер, в унылые дни врывается некто энергичный. Он вносит в бытие оживление – «он, бешено кружась, бросает в костер истлевший хвойный сор». Пусть это мелочь, но и этого хватает, чтобы поселить в душе лирического героя надежду, что в этом обществе-бору он не лишний. Но, увы, ветер умчится, шумя ветвями, и снова костер остается один, пока с последним сполохом не погаснет навсегда. Море в этом произведении – образ смерти и неизвестности, которая всегда окружает человеческую жизнь. Поэт, как сияние жаркого пламени, освещает и согревает все вокруг, привлекает внимание к разным проблемам в обществе («открывая стволы и ветки над костром»). Но поэт – тоже человек, он нуждается во внимании, заботе, добром отношении. Если не питать его чувствами, оставить его в одиночестве, он угаснет и погибнет. А люди останутся один на один с тьмой души, остывшей без поэзии
С определенной уверенностью можно сказать, что поэта в это время занимали не самые светлые мысли. Во многих произведениях этого периода звучит тема одиночества, скорби. Часто в стихотворениях автор размышляет о смерти, о тщетной суете и смысле человеческого существования. Через мрачные образы далеких холодных звезд, одиноких келий и гробниц, пустынных скал, которыми наполнены стихи 1903-1905 годов, поэт передает свое тягостное настроение и делится переживаниями.
«Огонь» — это одно из таких безрадостных размышлений. С одной стороны, это живописная, хотя и выполненная в сумрачных тонах, зарисовка. Иван Алексеевич Бунин рисует ночной пейзаж: перед читателем густой хвойный бор, такой черный, что не разобрать стволов и ветвей. Где-то в отдалении шумит море, ветер доносит его холод и отзвуки волн. И вот, едва заметно меж деревьев поблескивают искры кем-то оставленного костра. Может, это заблудившийся путник развел его, чтобы подать сигнал в ночи. Или охотники, которые отогрелись и отправились дальше. Приветливый огонь сослужил свою службу, а теперь он оставлен, слаб, и вот-вот погаснет на промозглом ветру.
Но что, если этот грустный образ – не простодушное изображение впечатлившей картины, а метафора человеческой души? Что костер – это символ брошенного забытого человека. Возможно, автор здесь говорит о себе. Это он, как костер, покинут и одинок. Вокруг него полно людей, на что указывает образ густого леса, но ему все равно тоскливо. Вдруг, как прохладный морской ветер, в унылые дни врывается некто энергичный. Он вносит в бытие оживление – «он, бешено кружась, бросает в костер истлевший хвойный сор». Пусть это мелочь, но и этого хватает, чтобы поселить в душе лирического героя надежду, что в этом обществе-бору он не лишний. Но, увы, ветер умчится, шумя ветвями, и снова костер остается один, пока с последним сполохом не погаснет навсегда.
Море в этом произведении – образ смерти и неизвестности, которая всегда окружает человеческую жизнь. Поэт, как сияние жаркого пламени, освещает и согревает все вокруг, привлекает внимание к разным проблемам в обществе («открывая стволы и ветки над костром»). Но поэт – тоже человек, он нуждается во внимании, заботе, добром отношении. Если не питать его чувствами, оставить его в одиночестве, он угаснет и погибнет. А люди останутся один на один с тьмой души, остывшей без поэзии