Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.
Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.
В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях царско-крепостнической России 30-х годов XIX века. Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной». Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически правдиво Пушкин изображает деревенскую осень: Октябрь уж наступил; уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад, дорога промерзает; Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл... Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень... пора моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы поэта посвящены X и XI строфы. Пушкин описывает, как у него рождается и создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе», пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец, свободным проявленьем». В этих словах изумительно передано творческое горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда наступает момент творчества
Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.
Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной».
Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически правдиво Пушкин изображает деревенскую осень:
Октябрь уж наступил; уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает;
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень... пора моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы поэта посвящены X и XI строфы. Пушкин описывает, как у него рождается и создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе», пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец, свободным проявленьем». В этих словах изумительно передано творческое горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда наступает момент творчества