Анализ Сказки по плану М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», План:
1 Основная тема сказки (о чем?).
2 Главная мысль сказки (зачем?).
3 Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
4 Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
5 Сатирические приемы, использованные автором.
6 Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
7 Соединение фольклорного, фантастического и реального.
В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашедших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих ников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охотником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне красивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для барина лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и кучером, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапожником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам оказывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку. Главным персонажем, раскрывающим эту мысль является Сучок, у которого в течение 60 лет жизни сменил несколько занятий повинуясь причуде очередного хозяина. И он считал в порядке вещей, что ему велят сбрить бороду, меняют имя, запрещают жениться. Он настолько вжился в роль ненужной вещи, что даже рискуя утонуть, ни разу не хватался за сюртук барина-рассказчика. Да и про другого крепостного, Ермолая, ушедшего, не умеючи плавать, разыскивать брод, он равнодушно говорит: "Ну, так утонет".