Анализ новеллы "Мой первый гусь" по плану:
А. Действующие лица эпизода:
• портретные и речевые характеристики;
• авторское отношение к персонажам;
• ваше отношение;
• художественные средства для изображения персонажей;
Б. Развитие действия, конфликт эпизода;
• отношения героев друг с другом;
• цели героев в данном эпизоде;
• что они делают для достижения своих целей;
• результат поступков;
• вс художественные приметы
(лирические отступления, описания природы и т.д.), их роль.
В. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль.
Г. Необходимость данного эпизода для:
• развития действия всего произведения;
• раскрытия характеров персонажей
Монолог Чацкого из второго действия “И точно начал свет глупеть” считается завязкой центрального конфликта. Выслушав речь Фамусова о том, что молодёжь должна учиться беря пример со старших. Чацкий же презирает век минувший и людей, которые “лесть как кружево плели”. Он недоумевает, зачем ради чина нужно было раболепствовать и “отважно жертвовать затылком”.
Очевидно, что никакого уважения к чинам на самом деле нет. Есть лишь пустое раболепство, которое маскируется под корысть. Серьезные с виду люди с надменным нравом, желая прислуживать, тут же “сгибались вперегиб” перед начальством.
Нравы фамусовского общества непременно предполагали лицемерие. Тот же Фамусов проявлял уважение к нужным людям, к примеру, к полковнику Скалозубу. Простые люди не удосуживались уважения и добрых слов.
В своем монологе Чацкий утверждает, что это был “прямой век покорности и страха, все под личиною усердия к царю”. На самом же деле ни о каком усердии и речи не было. Чины и награды добывались не заслугами, а простым угодничеством.