Анализ эпизода рассказа «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина
1. Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2. Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3. Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, вне сюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4. Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5.Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6.Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7.Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8.Определите роль вс художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
9.Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения
калле блюмквист вышел победителем из опасной схватки с преступным миром. он выследил и разоблачил шайку грабителей, за которыми охотились, но не могли найти даже настоящие полицейские детективы из стокгольма, и которых никто во всём лильчепинге и не думал ни в чём подозревать.
что калле добиться такого успеха? во-первых, наблюдательность. калле мечтал стать сыщиком, когда вырастет, и потому постоянно тренировал в себе наблюдательность наблюдательность жизненно необходима сыщику — это он хорошо знал из множества прочитанных им детективных книжек.
во-вторых, его ум и умение логически мыслить. знание "азбуки сыскного дела" (как он любил приговаривать) тоже . калле не просто читал детективы для развлечения, он старался учиться у великих сыщиков.
в-третьих, находчивость в трудных ситуациях. придумать, как выйти из запертой снаружи комнаты или как взять отпечатки пальцев у преступника так, чтобы не вызвать у него подозрений — для этого нужна находчивость.
в-четвёртых, смелость. "частный сыщик карл блюмквист", вообще-то, не был отчаянно храбрым человеком, к тому же ему ведь всё-таки было всего тринадцать лет. но в решительные минуты он проявлял смелость и самообладание, достойные взрослого сыщика.
наконец, последнее и, может быть, самое главное. калле был не один, ему во всём его верные друзья, андерс и ева-лотта. одержать победу юным следопытам дружба.