большое значение в романе имеет изображение петербурга. у достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. это город с черными лестницами, облитыми , дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. в
этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет,
желтоватые обои в комнате сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете порфирия петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился свидригайлов. желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
часто события
происходят вечером, на закате солнца. солнце у достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.
идея раскольникова органически связана с жизненными условиями,
в которых он оказался: «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.
существует связь и между мыслями раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. эта
каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. не случайно катерина ивановна мармеладова говорит, что на улицах петербурга, словно в комнатах без форточек.
картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет
чувство духовного одиночества человека в толпе. люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. мармеладов рассказывает раскольникову своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки
посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру катерина ивановна.
стародум - центральный персонаж комедии д.и. фонвизина «недоросль» (1781). по амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. он олицетворяет авторскую линию сюжета «недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. отец
стародума, служивший петру великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «невежда без души - зверь», - говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных
простаковой, скотинину, митрофанушке.
покинув военную службу, стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < > принес домой
неповрежденной мою душу, мою честь». поездка в сибирь позволила дядюшке софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. для просветительского сознания фонвизина - это драма, поскольку гражданское
служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.
государству, если исходить из сюжета «недоросля», люди, подобные стародуму, не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». не поощряя достойных, государство дает
власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только , но и владеть человеческими душами. хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя - все в жизни, изображенной фонвизиным, утратило собственное
место. на замечание правдива о необходимости лечения такого общества стародум отвечает: «тщетно звать врача к больным неисцельно».
рассуждения стародума об истинных ценностях жизни написаны фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь
малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время дворянство, получившее права вольности. мысль в.о. ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ простаковых», обнажает драматизм
ситуации, изображенной фонвизиным.
пьеса «недоросль» в первый раз была поставлена в театре на царицыном лугу в бенефис и.а. дмитревского, сыгравшего в спектакле роль стародума
большое значение в романе имеет изображение петербурга. у достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. это город с черными лестницами, облитыми , дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. в
этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет,
желтоватые обои в комнате сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете порфирия петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился свидригайлов. желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
часто события
происходят вечером, на закате солнца. солнце у достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.
идея раскольникова органически связана с жизненными условиями,
в которых он оказался: «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.
существует связь и между мыслями раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. эта
каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. не случайно катерина ивановна мармеладова говорит, что на улицах петербурга, словно в комнатах без форточек.
картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет
чувство духовного одиночества человека в толпе. люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. мармеладов рассказывает раскольникову своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки
посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру катерина ивановна.
стародум - центральный персонаж комедии д.и. фонвизина «недоросль» (1781). по амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. он олицетворяет авторскую линию сюжета «недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. отец
стародума, служивший петру великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «невежда без души - зверь», - говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных
простаковой, скотинину, митрофанушке.
покинув военную службу, стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < > принес домой
неповрежденной мою душу, мою честь». поездка в сибирь позволила дядюшке софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. для просветительского сознания фонвизина - это драма, поскольку гражданское
служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.
государству, если исходить из сюжета «недоросля», люди, подобные стародуму, не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». не поощряя достойных, государство дает
власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только , но и владеть человеческими душами. хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя - все в жизни, изображенной фонвизиным, утратило собственное
место. на замечание правдива о необходимости лечения такого общества стародум отвечает: «тщетно звать врача к больным неисцельно».
рассуждения стародума об истинных ценностях жизни написаны фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь
малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время дворянство, получившее права вольности. мысль в.о. ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ простаковых», обнажает драматизм
ситуации, изображенной фонвизиным.
пьеса «недоросль» в первый раз была поставлена в театре на царицыном лугу в бенефис и.а. дмитревского, сыгравшего в спектакле роль стародума